my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Святой Кирилл Александрийский

(ок.377—444)

Св. Кирилл Александрийский

Кирилл Александрийский, свт. (ок.377-444), егип. экзегет и полемист, отец Церкви.

Кирилл принадлежал к егип. роду, к-рый бессменно правил Александрийской Церковью со времен свт. Афанасия Великого.

Точный г. рожд. Кирилла неизвестен, неизвестно, где и у кого он учился. Но труды его указывают на широкую образованность и знание Библии.

В 403 Кирилл был диаконом и сопровождал своего дядю, архиеп. Феофила, на собор, созванный против свт. Иоанна Златоуста. Соперничество кафедр Александрии и Константинополя было давним и обуславливалось политико-экономич. причинами. От Феофила Кирилл на всю жизнь унаследовал неприязнь к Златоусту.

В 412, когда Феофил умер, Кирилл занял его место, причем его интронизация сопровождалась беспорядками и вмешательством войск. Внутренние конфликты, постоянно терзавшие Александрию, новый предстоятель пытался преодолеть с решимостью государств. человека. Он всеми мерами боролся за религ.-политич. единство мятежного города, преследуя язычников, иудеев и раскольников. «Нельзя не признаться, — замечает архиеп.Филарет (Гумилевский), — что ревность Кирилла была на сей раз не совсем по духу евангельскому». Примером для Кирилла служил его предшественник, к-рого Златоуст называл «фараоном». Трагично было и то, что Кирилл опирался на Нитрийских иноков, людей невежественных и жестоких, частые приходы к-рых в город приводили к прискорбным эксцессам, — они совершали покушение на губернатора-язычника, растерзали на улице женщину-философа Ипатию. Кирилл не был непосредств. виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет.

С 428 Кирилл вступил в борьбу с константинопольским архиеп. Несторием, чьи высказывания дали повод к обвинению его в неправоверии. Борьба привела к созыву III Вселенского собора в Эфесе (431). На нем присутствовали одни сторонники Кирилла, и поэтому сначала он был признан недействительным. Император, низложив и Кирилла, и Нестория, арестовал обоих. Но вскоре Церковь признала соответствие взглядов Кирилла подлинному Православию. Он был восстановлен на кафедре, а Несторий отправлен в ссылку. Однако у Нестория осталось мн. последователей, к-рые откололись от Вселенской Церкви. Позднее взгляды Кирилла были утрированы и использованы монофизитами. Т.о., и после смерти Александрийского архиепископа егип. Восток продолжал быть ареной смут и еретич. выступлений, пока ислам не нанес христианству в Египте удар, от к-рого ему уже не удалось оправиться.

Память Кирилла Александрийского Правосл. Церковь празднует 18 января.

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии.]

 

Сочинения

Толковательные сочинения Св. Кирилла:

1. О поклонении и служении в духе и истине. 17 книг.
2. Γλαϕυρὰ или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия.
3. Толкование на Псалмы.
4. Отрывки из толкований на книги Царств, на песнь Моисея, Анны, на Притчи и Песнь песней.
5. Толкование на Пр. Исаию в 5 книгах.
6. Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила.
7. Толкования на 12 меньших пророков.
8. Толкования на Евангелия Матфея, Луки и Иоанна, из которых два первые толкования сохранились не в полном объеме.
9. Толкования на послания Ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам 1-е и 2-е, к Евреям.
10. Отрывки из толкований на деяния Апостольския, на послание Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1-е Иоанна и послание Иуды.

Вероучительные сочинения Св. Кирилла:

1. Сокровище о Святой и Единосущной Троице.
2. О Святой и Единосущной Троице семь разговоров.
3. О святой и Животвотворящей Троице.
4. О воплощении Единородного.
5. О том, что Христос один.
6. Схолии о воплощении Единородного.
7. О воплощении Бога Слова, Сына Божия.
8. О воплощении Господа.
9. Против Нестория пять книг.
10. Разговор с Несторием.
11. Книга против нехотящих признать Святую Деву Богородицею.
12. Объяснение двенадцати глав (анафематизмов).
13. Апологетик двенадцати глав против восточных епископов.
14. Апологетик двенадцати глав против Феодорита.
15. Апологетик к царю Феодосию.
16. Против безбожника Юлиана 10 книг.
17. Против антропоморфитов.
18. Книга о правой вере к царю Феодосию.
19. О правой вере к царицам.
20. Другая книга к царицам о том же.
21. Отрывки из потерянных книг Св. Кирилла догматическаго содержания.

Письма Св. Кирилла

Писем Св. Кирилла издано 72

Беседы Св. Кирилла

Бесед Св. Кирилла издано 54 (29 пасхальных,, а остальные говорены на разные случаи).

 

Дореволюционные издания творений Св. Кирилла:

1. Творения. Ч. 1—15. М. — Сергиев Посад, 1880—1912. (Творения святых отцев в рус. пер., издаваемые при МДА. Т. 47, 51, 53, 54, 55, 56, 59, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70).
2. Слова и поучения // Сборник, или избранные слова о чести святых икон и о поклонении им / Пер. с греч. М., 1647. Почаев, 1787. Супрасль, 1791. Львов, 1793. Изд. 4-е, испр. М., 1850.
3. Толкование на Евангелие от Иоанна / Пер. и прим. проф. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1902. № 1, 5, 7—8, 9, 11, 12; 1903. № 1, 3, 5, 7—8, 9, 11; 1904. № 1, 3, 5, 6, 7—8, 11, 12; 1905. № 1, 2, 7—8, 9, 10; 1906. № 2, 3, 4, 7—8, 9; 1907. № 1—12; 1908. № 1—12; 1909. 1—12; 1911. № 1—12.
4. Толкования на пророка Осию / Пер. А. А. Жданова и П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1892. № 2, 4, 5, 7, 8 (В прил.).
5. Толкования на пророка Иоиля / Пер. А. А. Жданова и П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1892. № 8, 9, 10 (В прил.).
6. Толкования на пророка Амоса / Пер. П. И. Казанского и А. А. Жданова под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1892. № 10, 11, 12; 1893. № 2, 3, 4, 5, 7.
7. Толкования на пророка Авдия / Пер. П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1893. № 9.
8. Толкования на пророка Михея / Пер. П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1893. № 11, 12; 1894. № 2, 3, 4, 6.
9. Толкования на пророка Наума / Пер. П. И. Казанского //Там же. 1894. № 6, 7, 8, 9.
10. Толкования на пророка Аввакума / Пер. П. И. Казанского // Там же. 1894. № 9, 11, 12; 1895. № 1, 3.
11. Толкования на пророка Софонию / Пер. П. И. Казанского // Там же. 1895. № 3, 6; 1896. № 3, 8.
12. Толкования на пророка Захарию / Пер. П. И. Казанского // Там же. 1897. № 1, 2, 3, 4, 5, 8; 1898. № 1—8.
13. Толкования на пророка Аггея / Пер. и прим. проф. М. Д. Муретова. Сергиев Посад, 1897. (Отд. оттиск из ж. «Богословский вестник». 1896. № 9, 11, 12).
14. Толкования на пророка Малахию / Пер. и прим. проф. М. Д. Муретова. Сергиев Посад, 1898. (Отд. оттиск из ж. «Богословский вестник». 1898. № 8—12). То же // Христианское чтение. 1842. III. С. 3 слл., 206 слл.; IV. С. 3 слл.
15. О пользе чтения Священного Писания // Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе Священного Писания / Пер. с нем. СПб.: Изд. Л. фон Эссом. 1817.
16. Беседа на святой праздник Ваий. Слово на исход души и о втором пришествии // Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877. Гл. ХVII. То же // Христианское чтение. 1842. II. С. 3 слл.
17. Слово о исходе души и Страшном суде. Изд. 2-е Русского Пантелеимонова м-ря на Афоне. СПб., 1868. То же // Христианское чтение. 1841. С. 200 слл.
18. О Святой и Животворящей Троице // Христианское чтение. 1847. III. С. 3 слл.
19. О вочеловечении Господа // Там же. 1847. III. С. 165 слл.
20. Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу // Там же. 1842. I. С. 326 слл.
21. Изъяснение Символа веры составленного отцами Никейского Собора // Там же. 1841. I. С. 166 слл.
22. Двенадцать глав // Там же. 1841. I. С. 57 слл.
23. Полемические трактаты // Деяния Вселенских Соборов. Т. 1, 2. Казань, 1855—1857.

 

Методы толкования Писания

Ветхозаветные толкования

В своих толкованиях на ВЗ Кирилл придерживался неск. методов, соединяя аллегорический метод и прообразовательный с историческим.

Так, в кн. «О поклонении в духе и истине» он доказывал, что Моисеев Закон не отменен, но с пришествием Христа требует совершенно иного, духовного переосмысления. Церк. экзегет, учил Кирилл, должен «во всех книгах Моисея» отыскивать прообразования, касающиеся тайны Христа. При этом ему следует учитывать, что прообраз не есть точное отображение грядущего.

«Когда излагается, — пишет Кирилл, — образная речь, духовные созерцания, имеющие высший духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз Христа, тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить, с одной стороны, что здесь имеет значение для предположенной цели, и, с другой стороны, что полезно и необходимо и более всего послужит для назидания слушателей»
(Толк. на Иону).

Другими словами, иносказания Библии должны толковаться также и в нравственно-назидательном смысле.

В коммент. на Малых пророков Кирилл уделяет немало места историч. условиям написания каждой книги и их лит. особенностям.

«Пророческое слово, — пишет он, — приличествовало и вполне соответствовало событиям и обстоятельствам известного времени».

Нередко Кирилл обращается к евр. тексту для пояснений и уточнений. Он подчеркивает стилистич. неоднородность пророческих писаний, связывая ее не с условиями составления книг, а с зависимостью пророков от высшего вдохновения.

«Обыкновенно, — замечает Кирилл, — все пророки очень быстро переменяют свои речи по внушению Святого Духа, так что от истории или чувственных, как бы перед глазами находящихся и совершающихся явлений, быстро возносятся к внутреннему, духовному и, наоборот, снова возвращаются... к чувственным явлениям»
(Толк. на Ос).

Предпринимал толкователь и своего рода историко-географич. реконструкции. Примером их может служить вступление к экзегезе Кн. Амоса.

«Амос был пастухом коз и воспитывался в пастушеских обычаях и законах. Он проводил жизнь в пустыне, находящейся к югу от страны Иудейской, доходящей до пределов моря Индийского и простирающейся до земли Персидской. Здесь пасут свои стада бесчисленные племена варваров; она представляет весьма много удобств для пропитания стад овец, ибо она обильна водою, обширна и покрыта разными травами. Амос был пастухом из Фекои, селения, находившегося при самых пределах пустыни. Он был муж добродетельный и усердный исполнитель всякого добра и скоро получил духа пророческого и стал пророчествовать не в Иерусалиме, но на самых пастбищах, вначале имея попечение о своем народе и благе его. Потом он дошел до самого Вефиля, ибо Фекоя принадлежала не к Иерусалиму, но к царству Ефремову».

В этом прологе мы находим не пересказ того, что непосредственно сообщает Кн. Амоса, а набросок целостной картины, к-рая складывается из различ. элементов, почерпнутых К. из ВЗ и косвенных свидетельств.

Новозаветные толкования

Новозав. толкования Кирилла также не страдают крайностями аллегоризма. В них автор стремится уяснить прямое значение сказанного, причем делает акцент на его нравственном приложении. И по самой лит. форме эти комментарии (особенно к Лк) в большей степени являются гомилиями, нежели толкованиями в узком смысле.

В период борьбы с Несторием Кирилл обращался к темам преимущ. полемико-догматическим. Однако одна из поздних его работ, «Против Юлиана» («Contra Julianum»), содержит обширный библ. материал. Эта работа есть апология христианства: в ней учение Слова Божьего о творении и начале мира противопоставлено языч. мифам, проповедь пророков — взглядам языч. философов, лица Свящ. Писания — героям языч. книг. Кирилл утверждает в этом труде, что Христос есть средоточие обоих Заветов. В книге затронут и ряд сложных экзегетич. вопросов, в частн. вопрос о согласовании евангельских рассказов о Воскресении.

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии.]

 

См. также:

Кирилл, архиепископ александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

Хронологический список александрийских патриархов

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 8