Александрия
Александрия — город в Египте, расположен на северо-западной окраине дельты
Нила, основан Александром Македонским, столица страны в период правления
династии Птолемсев (305—31 до н. э.).
Александрийские гавани: Большая, Малая, Счастливого возвращения.
См.: Александрия // Архимандрит
Никифор. Библейская Энциклопедия.
Александрия
по архим. Киприану (Керну)
История развития христианской мысли знает несколько крупных
центров, около которых совершалась поляризация культурных сил и которые
стали на долгое время средоточием умственной и религиозной жизни. Одним
из таких центров является прежде всего Александрия. По целому ряду разнообразных
причин ей дано было на протяжении приблизительно трех веков быть руководителем
богословских интересов и исканий и дать церкви ряд крупных имен в истории
восточного богословия. Не случайно именно в ней процветали и вошли в историю
такие крупные личности, как Климент
Александрийский, Пантен, Ориген,
св. Афанасий Великий, чтобы не называть преп. Макария, Дидима Слепца и
св. Кирилла Александрийского и других, менее знаменитых писателей и деятелей
христианского просвещения. Из Александрии именно возникло арианство и
в ней же явился «отец православия», св. Афанасий, полемическую и богословскую
деятельность которого впоследствии продолжали и развивали его современники,
великие каппадокийцы, на себе вынесшие весь подвиг тринитарных споров.
Александрия же оставалась центром богословского просвещения и в эпоху
следующего за тем крупного богословского столкновения, христологического,
когда догматическая борьба концентрировалась около двух очагов богословской
мысли, александрийского и антиохийского (или восточного), определивших
два направления в православной богословской письменности. Это особое положение,
занятое Александрией, имеет свои причины и основания.
Прежде всего, по самому своему географическому положению
Александрия была предназначена стать крупным средоточием эллинистической
культуры. Большой портовый город Средиземноморской Африки, лежащий в дельте
Нила, в непосредственной близости Палестины, Кипра, Эллады, Карфагена,
на пересечении путей из Малой Азии и Финикии в Италию и Испанию, Александрия
издавна была узлом коммерческих сношений всего греко-римского мира. Основанный
Александром Великим, этот город и в древности, и в христианскую эпоху
не переставал привлекать к себе самые разнородные элементы и стал в некотором
смысле культурной столицей того времени. По свидетельству древних (Диодор)
во времена апостольские в Александрии было до 300 000 свободных жителей,
не считая рабов. Кроме туземного населения коптского, в нем было немало
и других национальностей (греков, римлян, нубийцев, евреев, а впоследствии
и арабов), составивших весьма пеструю этническую массу. Перекрещивающиеся
религиозные течения и веяния создавали благоприятную атмосферу для вероисповедного
синкретизма. Экономическое благосостояние и большой торговый оборот позволяли
легкое цветение культурных ценностей и широкое развитие цивилизации. Александрия
привлекала к себе и внешними условиями своей жизни, и своей духовной культурой.
К ней тянулись из других частей вселенной и в ней развивались новые силы
для создания все больших духовных богатств.
Среди роскошных построек, украсивших собой в общем скучный
и непривлекательный ландшафт, в Александрии был ряд знаменитых зданий
и учреждений, которыми она славилась и блистала. Высший рассадник эллинистического
просвещения, тогдашний университет, или правильнее «мусэйон», святилище
муз, обладал богатейшей для своего времени библиотекой. Любознательность
и науколюбие александрийцев удовлетворялись такими учреждениями, как ботанический
и зоологический сады и знаменитая обсерватория, упрочившая за городом
Александра Великого репутацию астрономического авторитета. Имена Эвклида,
Эратосфена, Иппарха прославили собой этот храм муз. В обычаях того времени
были и школы свободных философов, вокруг себя собиравшие ревнителей любомудрия
и распространявшие влияние философов древности. Дион Кассий свидетельствует
(77, 7) о существовании в Александрии общин перипатетиков. В ней же было
немалое течение пифагорейцев. Философские влияния Платона и Аристотеля
встречались здесь с учениями других философских школ. Но особенное значение
в философском развитии Александрии имел расцвет неоплатонизма. Имена Амония
Сакка, Порфирия и Плотина тесно связаны с александрийской почвой. Это
все создавало благоприятную атмосферу для всякого рода синкретизма. Император
Адриан назвал однажды Александрию «ярмаркой всяких суеверий». Это же позволило
именно в Александрии развиться такому религиозному явлению, как гностицизм.
По замечанию де Фе, «в Александрии можно было быть в одно и то же время
и приверженцем синагоги, и церкви, равно как и сторонником Сераписа» (II,
6). Эта обстановка культурной изящности и повышенного интереса ко всяким
умственным исканиям могут очень многое объяснить как в учении Плотина
и Порфирия, так и в биографии Климента и Оригена..
Наряду с философскими интересами и разнообразными влияниями
эллинистических религий, благоприятно содействовавших развитию в
христианской среде такого явления, как гностицизм, Александрия знала и
другую религиозно-культурную среду, как иудейство. Влияние синагоги было
очень значительно в духовной жизни Александрии. Изучение Библии, традиция
Септуагинты, с одной стороны, и фигура такого замечательного мыслителя,
как Филон, совмещающего в себе иудаистическую стихию с философскими влияниями
эллинизма, также должны быть учтены при оценке александрийского просвещения.
Своеобразное сочетание неопифагорейской философии и аллегорического толкования
Библии повлияли не на одного только Филона, но через него долго будут
находить отклик в умах христианских толкователей и проповедников. Позднейшее
увлечение византийцев числовой символикой восходит в конечном счете к
александрийским иудео-эллинистическим истокам.
Архим. Киприан (Керн). Курс по патрологии, читанный в Парижском Богословском
Институте. Глава XVII.
См. также:
|