Скабалланович
Михаил Николаевич
(1871-1931)
Из «Библиологического словаря» свящ. Александра
Меня и др. статей:
Скабалланович Михаил Николаевич (1871–1931), рус. правосл. богослов,
литургист и экзегет.
Род. в Гродненской губ. в семье сел. священника.
Окончил Виленскую ДС и КДА (1896). Кандидатская работа Скабаллановича
была посвящена экзегезе Кн. прор. Иезекииля, и эта тема осталась
гл. предметом библ. исследований ученого.
В 1898-1907 он был помощником
смотрителя Мариупольского духовного училища.
В этот период им был опубликован
труд «Первая глава кн. прор. Иезекииля. Опыт изъяснения» (Мариуполь,
1904), за к-рый в 1905 КДА присудила ему степень
магистра богословия.
В 1906-18 Скабалланович преподавал в КДА: сначала Свящ. Писание ВЗ,
затем догматич. богословие и лат. язык, параллельно читая курс византологии
на историко-филологич. фак-те Высших педагогических курсов Общества
профессоров и преподавателей.
В 1912 КДА присудила Скабаллановичу степень
доктора церк. истории за обширный труд «Толковый
Типикон» (К., 1910-15, вып.1-3).
В 1920
он был избран преподавателем на каф. классической филологии Киевского
ун-та.
В последующие годы ученый сотрудничал в АН УССР, в частн.,
в 1928-30 работал в Этнографической комиссии АН УССР. Умер в архангельской
ссылке.
Сочинения
• Толковый
Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим
введением. — Киев: Тип. Ун-та св. Владимира, 1910. Вып. 1.—XIV, 494с.
Вып. 2. — 1913. — XIV, 336 с. — Вып. 3. — 1915. — 78, II с.
Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое
пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой
темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую событием
в жизни Русской Церкви. За этот труд Совет Киевской Духовной Академии
присудил ему в апреле 1912 года ученую степень доктора церковной
истории, он также был удостоен премии митрополита Макария.
• «Первая глава кн. прор. Иезекииля.
Опыт изъяснения»
(Мариуполь, 1904)
Размер:
7.6 MB Тип файла image/vnd.djvu
За работу в 1905 КДА присудила автору степень
магистра богословия.
Скабалланович дал обзор истории толкования
Иез 1, рассмотрел специфич. символы, к-рые пророк использовал
для проповеди о тайне трансцендентного Бога, применил сравнит.-религ.
метод для изучения параллелей между образами видения Иезекииля
и вост. искусством.
«В то время, как другие пророки, — писал Скабалланович, — созерцали
и рассматривали Бога более как Промыслителя о еврейском народе
и человечестве, как Творца в широком смысле слова, Иезекииль взглянул
на Бога как Бога, и в священный ужас привело его это созерцание».
Оглавление монографии:
- Состояние вопроса.
- Мысль главы.
- Херувимы.
- Мифологические параллели.
- О тексте главы.
Объяснительное чтение
- Введение пророка в книгу.
Ст. 1. Начальное «и». Тридцатый год. Месяц и день призвания.
Река Ховар. Смысл первого стиха.
- Предисловие пророка к видению.
Ст. 2 и 3
- Возражения против подлинности 1–3 стихов.
Видение
- Буря
богоявления. Ст. 4. Ветер. Почему слава Господня шла с севера?
Облако. Огонь. Chaschmal.
- Таинственные животные. Ст. 5–14.
- Колеса. Ст. 15–21.
- Небо. Ст. 22–26а.
- Бог. Ст. 26b–28.
305–317
• Событие Сошествия Святого Духа, «Подольские EB», 1902, № 22;
• Евангельское
повествование о преображении Господнем и значение сего события для
христ. богословия, ВиР, 1901, № 15;
• Что
дает богослову первая глава кн. прор. Иезекииля, Труды КДА, 1905, т.2, кн.6;
• О
звезде волхвов, Труды КДА, 1906, т.III, кн.12;
• Что такое был рай?,
Труды КДА, 1907, т.III, вып.12;
• Таинственный храм прор. Иезекииля,
Труды КДА, 1908, т.1, кн.3, т.2, кн.8;
• Святая Земля в праздниках
Православной Церкви, СПб., 1908;
• Иезекииля пророка книга, ТБ, 1909,
т.6;
• Из Апостола (трудные места), К., 1911;
• Св. архистратиг Михаил.
Все, что можно знать о нем на основании Свящ. Писания, предания
и соображения разума — и о церковном чествовании св. архангела,
К., [1915];
• Христианские праздники:
Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его
богослужением. — Киев: Проповеднический листок, 1915–1916. — Кн.
1–6.
М..Н. Скабалланович как
автор и редактор серии книг «Христианские праздники», намеревался
в тринадцати книгах рассказать о всех двунадесятых праздниках Православной
Церкви и особо о празднике Воскресения Христова. Каждый праздник
должен был комментироваться по следующей схеме: событие и история
праздника, служба праздника, служба праздника в Римско-Католической
Церкви в сравнении с православной службой. Этот план, к сожалению,
ему не удалось завершить: вышло только шесть книг.
О нем:
А.Н., Проф. М.Н.Скабалланович и его вклад в правосл. богосл. науку,
ЖМП, 1973, № 3;
прот. Лозинский Р., М.Н. Скабалланович и его литургич.
труды, 1961 (ркп.МДА). |