my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Агнец Божий

 

Словарь библейского богословия


 

АГНЕЦ БОЖИЙ

В нек-рых книгах НЗ (Ин, Деян, 1 Петр и особ, в Откр Ин) Христос отожествляется с А.; образ этот идет от ВЗ, где встречается в двух различных перспективах.

1. Раб Ягве (Отрок Господень). — Преследуемый своими врагами, пророк Иеремия сравнивает себя с «агнцем, ведомым на заклание» (Иер 11.19). Этот образ был впоследствии применен к Рабу Ягве (Господню), умирающему во искупление грехов народа Своего: «как овца, ведомая на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53.7). Этот текст, подчеркивая смирение и покорность Раба, возвещает как нельзя лучше судьбу Христа, как объясняет евнуху царицы Ефиопской Филипп (Деян 8.31,35). Евангелисты ссылаются на этот текст, когда подчеркивают, что Христос «молчал» перед Синедрионом (Мф 26.63) и ничего не отвечал Пилату (Ин 19.9). Возможно, что Иоанн Креститель также имеет в виду этот текст, когда он, согласно 4-му Еванг., называет Иисуса «Агнцем Божиим, вземлющим грех мира» (Ин 1.29; ср Ис 53.7,12; Евр 9.28).

2. Пасхальный Агнец. — Когда Бог решил избавить Свой народ, плененный Египтянами, Он дал повеление Евреям заклать на каждую семью по одному А. «без порока, мужеского пола, однолетнего» (Исх 12.5), съесть его вечером и помазать его кровью перекладины дверей. Благодаря этому « знамению» они были пощажены Ангелом-истребителем, посланным поразить всех первенцев Египетских. Евр. предание обогатило этот первоначальный образ и придало впоследствии крови А. искупительное значение. «Ради крови Завета обрезания и пасхальной крови Я избавил вас из Египта» (Пиркей Рав. Елиезера 29; ср Мехилта на Исх 12.) Кровью пасхального А. Евреи были искуплены из Египетского рабства и смогли стать «народом святым», «царством священников» (Исх 19.6), связанным с Богом Союзом-Заветом и управляемым Законом Моисеевым.

Хр-нское предание видит во Христе «истинного агнца» пасхального (канон лат. пасхальной литургии), и Его искупительное посланничество обширно изложено в особых крещальных поучениях, лежащих в основе 1 Петр, и к-рые нашли отклик в писаниях ап. Иоанна и в Посл, к Евр. Иисус есть А. (1 Петр 1.19; Ин 1.29; Откр 5.6) без порока (Исх 12.5), т.е. без греха (1 Петр 1.19; Ин 8.46; 1 Ин 3.5; Евр 9.14), искупивший людей ценою Своей Крови (1 Петр 1.18 сл; Откр 5.9 сл; Евр 9.12-15). Т. обр. Он избавляет их «от земли» (Откр 14.3), от лукавого мира, преданного нравственному растлению, происходящему от служения идолам (1 Петр 1.14, 18; 4.2 сл), так чтобы они могли отныне избегать греха (1 Петр 1.15 сл; Ин 1.29; 1 Ин 3.5-9) и составить новое «царство священников», подлинный «народ святой» (1 Петр 2.9; Откр 5.9 сл; ср Исх 19.6), приносящий Богу духовное служение безупречной жизни (1 Петр 2.5; Евр 9.14). Они покинули тьму язычества, дабы войти во свет царства Божия (1 Петр 2.9); это и есть их духовный исход. Победив Кровью А. (Откр 12.11) Сатану, прообразом к-рого был Фараон, они могут петь песнь Моисея и Агнца (Откр 15.3; 7.9,10,14-17; ср Исх 15), прославляющую их избавление.

Предание, к-рое видит во Христе истинного пасхального Агнца, восходит к самым истокам хр-нства. Ап. Павел увещевает верных Коринфа жить «с опресноками чистоты и истины», ибо «наша Пасха, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5.7-8). Он здесь не предлагает нового учения о Христе — пасхальном А., а имеет в виду литург. предания христ. Пасхи, существовавшие задолго до 55-57 гг, когда Павел писал свое посл. Если принять Ин-ову хронологию, само событие смерти Христа дало основание такой традиции. Иисус был предан смерти накануне праздника Опресноков (Ин 18.28; 19.14,31), стало быть, в день Пасхи, во второй половине дня (19.14), в тот самый час, в к-рый, согласно предписаниям Закона, закапали в Храме А. После Его смерти Ему не перебили голеней, как остальным осужденным (19.33), и евангелист видит в этом осуществление обрядового предписания о пасхальном агнце (19.36; ср Исх 12.46).

3. Небесный Агнец. — Сохраняя в основном образ Христа — пасхального А. (Откр 5.9 сл), Откр Ин устанавливает поразительный контраст между слабостью закланного А. и силой, к-рую Ему дает прославление Его на небе. Христос в то же время и А. — в своей искупительной смерти — и Лев, победой Своей освободивший народ Божий, плененный силами зла (5.5 сл; 12.11). Восседая теперь на престоле Бога (22.1,3), принимая с Ним поклонение тварей небесных (5.8,13; 7.10), Он облечен Божьей властью. Он исполняет определения Божий в отношении нечестивых (6.1...), и гнев Его повергает их в ужас (6.16); Он ведет эсхатологическую брань против объединенных сил зла, и победа Его провозглашает Его «Царем царей и Господом господствующих» (17.14; 19.16). Его прежняя кротость снова проявится, когда свершится брак Его с Церковью, знаменуемой небесным Иерусалимом (19.7,9; 21.9). Агнец будет тогда Пастырем и будет водить верных на живые источники вод небесного блаженства (7.17; ср 14.4).

См. также: жертва / жертвоприношение НЗ I, II 1 — животные 0, II 3 — Иисус Христос II 1 б; заключение — искупление 1,4 — Исход НЗ — кровь ВЗ 3 б, НЗ 4 — Раб Ягве III 2 — >>пастырь и стадо НЗ 1 — Пасха I 6 б, II, III 2,3 — победа НЗ — супруг / супруга НЗ

 

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7