my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Тело

Из Словаря библейского богословия:


ТЕЛО

Вопреки очень распространенному представлению, наше Т. не является простой совокупностью плоти и костей, к-рой ч-к обладает во время своего земного существования, к-рой его лишает смерть и к-рую он снова обретет в день Воскресения. Т. обладает гораздо большим достоинством, что подчеркивает в своем учении о Т. Павел (ср 1 Кор 12. 14-27). Оно не только объединяет все члены его составляющие, оно выражает личность в ее главных состояниях: естественном и греховном, посвященном Христу, жизни во славе.

I. ТЕЛО И ПЛОТЬ

В ВЗ плоть и Т. обозначены словом «басар», в греч. же тексте НЗ для этих понятий есть два слова: σάρξ и σώμα; это различие получает свое полное значение только при истолковании в свете веры.

1. Достоинство тела. — Как и на большинстве языков, Т. часто обозначает ту же реальность, что и плоть: так, жизнь Иисуса должна проявиться как в нашем Т., так и в нашей плоти (2 Кор 4.10 сл). В семитическом понимании Т. достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то и другое выражает ч-ка во всей его совокупности.

У Павла это достоинство тела ясно утверждается. В противоположность другим авторам НЗ (напр. Мф 27.52,58 сл; Лк 17.37; Деян 9.40), Павел остерегается употреблять этот термин, говоря о трупе. За Т. он оставляет то, что является одним из достоинств ч-ка — способность рождать (Рим 1.24; 4.19; 1 Кор 6.13-20; 7.4). Наконец, он приписывает тленность и одряхление ч-ка, т.е. его чисто ч-ские свойства, и в особенности греховную жизнь — не Т., а плоти.

Он не составляет перечня грехов Т. (в 1 Кор 6.18 «грех против тела» значит вероятно грех против ч-ка в его цельности). Т., в отличие от плоти, заслуживает только уважение со стороны того, кого оно выражает.

2. Тело во власти плоти. — Но вот, плоть, обитаемая Грехом (Рим 7.20), поработила Т. С этого момента существует Т. греховное (6.6), подобно тому, как существует и «плоть греховная» (8.3); грех может господствовать над Т. (6.16), так, что и само Т. тоже ведет к смерти (7.24); оно приведено в состояние уничижения (Флп 3.21) и бесчестия (1 Кор 15.43), исполнено похотей (Рим 6.12), совершает дела плоти (8.13). По учению Павла, Т. подчинено трем силам, к-рые поработили плоть: 3а-кон, смерть, Грех (см Рим 7.5). С такой точки зрения Т. выражает не только ч-скую личность, вышедшую из рук Создателя, но и личность, порабощенную плотью и грехом.

II. ТЕЛО И ГОСПОДЬ

1. Тело для Господа. — Коринфяне, к-рым писал Павел, были склонны думать, что блуд — действие безразличное, не имеющее большого значения. Отвечая им, Павел не ссылается ни на духовность души, ни на некое различие между вегетативной жизнью и жизнью духовной, для к-рой такое поведение может представлять опасность. «Пища для чрева, — пишет он, — и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6.13). В отличие от чрева, т.е. от тленной плоти (см Флп 3.19), к-рая не может наследовать царство Божие (1 Кор 15.50), Т. должно воскреснуть, как Господь (1 Кор 6.14), оно — член Христов (6.15), храм Духа Святого (6.19); значит надо прославлять Господа в Т. своем (6.20). И тогда как плоть возвращается в землю — Т. посвящено Господу. И в этом его несравненное достоинство.

2. Тело Христово. — Точнее, это достоинство проистекает из того, что Т. было искуплено Христом. Христос принял «тело плоти» (Кол 1.22), что подчинило Его Закону (Гал 4.4). В силу этого, приняв «подобие плоти греховной» (Рим 8.3), Он принял проклятие за нас (Гал 3.13), Он «сделался вместо нас грехом» (2 Кор 5.21); и наконец, Он подчинился власти смерти, но смерть Его была непреложной смертью греху (Рим 6.10). Так что смертью Он победил и плоть и грех; силы, распявшие Христа, были лишены своей власти (1 Кор 2.6,8; Кол 2.15). Итак, Он осудил грех (Рим 8.3), преобразив проклятие закона в благословение (Гал 3.13 сл; Еф 2.15). Он нас не только освободил от рабства, но соединил с Собою: вследствие всемирного значения Его жизни и Его искупительных Страстей, отныне существует только «единое» тело, Тело Христово.

3. Тело христианина. — Поэтому каждый верующий, соединенный со Христом, отныне может побеждать те силы, к-рым он был некогда подвластен — Закон, грех, смерть — через Тело Христово. Он умер для 3акона (Рим 7.4), его «греховное тело упразднено» (6.6), с него совлечено «тело плоти», конец к-рого смерть (Кол 2.11). Пройдя т. обр. весь путь Христа при принятии крещения, хр-нин должен в жизни следовать ему день за днем; он должен «представить тело свое в жертву живую» (Рим 12.1).

Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: уничиженное грехом при жизни на земле, Т. будет преображено в «славное тело» (Флп 3.21), в «тело духовное» (1 Кор 15.44), нетленное, в образ небесного Адама (15.49).

Нам хотелось бы, чтобы переход от смертного тела к небесному Телу Христа совершился сразу, в одно мгновение, как в день Второго Пришествия. Но нужно быть готовым к иной судьбе: к мучительному переходу через смерть. Итак, мы должны предпочитать «выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5.8) в ожидании воскресения, через к-рое мы образуем наконец и навеки единое Тело Христово.

XLD

Воскресение - душа - одежда - плоть - поклонение - пол II 2, III 2 - смерть ВЗ I 2; НЗ I 2, III 4 - Тело Христово - человек - явления Христа


 

См. также:

 

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7