Фильм «Хороший, плохой, злой» (1966) – культовый вестерн о борьбе за выживание и золото
Классический спагетти-вестерн от основателя жанра — итальянского режиссера Серджо Леоне. События разворачиваются в Северной Америке времен гражданской войны 1861-1865 годов. Фильм «Хороший, плохой, злой» завершает знаменитую «долларовую трилогию», одновременно являясь приквелом к первым двум лентам. В центре сюжета трое охотников за золотом: Сентенца (Ли Ван Клиф), Туко (Илан Уоллак) и Блондин (Клинт Иствуд). В подготовке сценария участвовал Лучано Винченцони, оператор: Точино Делли Колли.
В начале фильма повествуется история золота из казны кавалерийского полка армии Конфедерации. Деньги были похищены и спрятаны группой военных. Чтобы получить необходимые сведения, одного из участников тех событий пытает бандит Сентенца. Параллельно Блондин и Туко проворачивают дела с вознаграждениями за фиктивную поимку преступников. Через какое-то время дороги персонажей расходятся. Герои объединятся вновь, когда случайно узнают о кладе, но каждый из стрелков получает лишь часть информации (причина действовать вместе).
Съемки киноленты проходили в Италии и Испании. Серджо Леоне удалось реалистично воссоздать природу штатов, атрибутику, исторические события, архитектуру. Первоначальная реакция критиков на фильм была отрицательной: работу сочли плагиатом, новый жанр второстепенным. Признание пришло только к середине 1980 годов. Многие эксперты изменили мнение о картине итальянского мастера. Сегодня «Хороший, плохой, злой» считается классикой направления «вестерн», превзошедшей американские фильмы экранизации.
Существует две версии фильма: для зрителей в США (161 минута) и итальянцев (177 минут). Разница в хронометраже появилась после адаптации ленты под американский рынок. Некоторые второстепенные сцены сократили, либо вырезали. Пустыни Нью-Мексико снимались в испанской провинции Альмерия, где также был построен бутафорский городок. Сражение между северянами и южанами развернулось на реке Арланса (регион Кастилия и Леон). Важнейшие кадры относятся к окрестностям города Бургас. Монастырь — это реальный замок XIX века.
Одна из самых опасных сцен — избавление Туко от наручников с помощью поезда. Персонаж положил цепь на рельсы, по которым на сниженной скорости прошел настоящий локомотив. Кадры сняты на станции Ла-Калаорра (Гранада). Изначально режиссер настаивал на хронометраже свыше 180 минут. Пойти на сокращение пришлось под давлением со стороны продюсеров: слишком длинную ленту сложнее досматривать до конца. Дубляж на английский язык проводился в Нью-Йорке уже после премьеры (только в ноябре 1967 года).