my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Пред. | Согласование Четвероевангелия | След.
25

Первое чудо:
претворение воды в вино
(27 г. Кана Галилейская)

Ио. 2, 1-11


Брак в Кане
Джотто ди Бондоне (1266—1337)
« Брак в Кане»

Синодальный перевод

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Иоан.2:1-11)

 

Перевод еп. Кассиана (Безобразова)

Брак в Кане Галилейской
Гарофало (Бенвенуто Тизи).
« Брак в Кане Галилейской»

1 И в третий день был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там.
2 Был зван также Иисус и ученики Его на брак.
3 И когда недостало вина, Мать Иисуса говорит Ему: вина у них нет.
4 И говорит Ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой.
5 Говорит Мать Его слугам: сделайте всё, что Он вам скажет.
6 Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений иудейских, вмещавшие по две или три меры.
7 Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху.
8 И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли.
9 Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином, — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира
10 и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит и, когда опьянеют, — худшее: ты же сохранил доброе вино доселе.
11 Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

 

Перевод священника Л. Лутковского

Брак в Кане Галилейской
Алексеев Н. М.  (1813-1880).
«Брак в Кане Галилейской».
Роспись для Исаакиевского собора, С-Петербург.

1 Через три дня праздновалась свадьба в Кане Галилейской. Мать Иисуса уже была там,
2 когда Иисуса и учеников Его пригласили на брачный пир.
3 Между тем кончилось вино, и мать Иисуса говорит Ему: у них нет вина.
4 Иисус говорит ей: женщина, что ты хочешь от Меня? Мой час еще не настал.
5 Мать же Его велела слугам: что Он скажет Вам, то и сделайте.
6 А там по иудейскому обычаю стояли шесть каменных сосудов для омовения, которые вмещали по две или три меры (воды).*
7 И говорит им Иисус: наполните сосуды водою. И слуги наполнили их до краев.
8 Затем Он говорит им: теперь зачерпните и отнесите распределителю пира. И они отнесли.
9 Когда же распорядитель отведал вина, в которое превратилась вода, а он не знал, откуда оно; об этом знали только слуги, которые черпали воду, — он позвал жениха
10 и говорит ему: любой человек сначала подает хорошее вино, а когда (гости) захмелеют, тогда худшее. Ты же хорошее вино оставил напоследок.
11 Так, совершив в Кане Галилейской первое из чудес Своих, Иисус явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

*) от двух до трех бочек воды — досл.: «от двух до трех мер»; мера — около 40 литров.


 

«Еще не пришел час Мой». Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии.

Гилберт К. Честертон. Вечный Человек.

 

Было высказано предположение, что Мария переселилась на время в Кану, где какие-то люди, вероятно родственники, дали Ей приют {Ин.2:1}. Однажды, когда в их семье справляли свадьбу, туда был приглашен Иисус с учениками, и Мать смогла вновь увидеть Его {Ин.2:1-11}. В самый разгар скромного торжества, к великому огорчению и стыду хозяев, кончилось вино. Очевидно, все лавки уже закрылись, и нечем было угощать собравшихся. Мария, заметив это, обратилась к Сыну: «Вина нет у них». На какую помощь Она надеялась? Или просто ждала слов ободрения? Кажется непонятным и ответ Иисуса, произнесенный как бы со вздохом: «Что Мне делать с Тобой? Час Мой еще не пришел» — так примерно можно передать смысл Его слов. Тем не менее Мария поняла, что он всё же готов как-то помочь, и сказала слугам: «Сделайте всё, что Он вам скажет». Иисус велел налить воды в большие каменные сосуды, предназначенные для омовений, и, почерпнув из них, нести распорядителю пира. Слуги в точности исполнили странное приказание, и когда распорядитель попробовал напиток, то, поразившись, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор…» Так проявление власти Христа над природой началось не устрашающими знамениями, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен. Он употребил ее, чтобы не омрачился день веселия, как бы невзначай. Ведь Он пришел дать людям радость, полноту и «избыток» жизни {Ин.10:10}.

Александр Мень. Сын Человеческий.

 

Начнем с чудес порождения. Самое раннее из них — превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Это чудо возвещает о том, что на пире — Сам Бог вина и всей природы. Лоза виноградная — один из даров Божиих; Господь наш — истина, скрытая за личиной ложного бога Вакха. Каждый год Он создает вино, выращивая растение, которое способно обратить воду, землю и свет в сок, при особых условиях становящийся вином. Другими словами, Он каждый день и год обращает воду в вино. Однажды Он сократил процесс, используя каменные водоносы вместо растительных клеток, но сделал Он это, как делает всегда. Чудо Каны Галилейской возвестило о том, что Бог наш — не враг природе, не друг беде, плачу и голоду (хотя и попускает их иногда), но Тот, Кто тысячелетиями творит вино, что веселит сердце человека.

Клайв Стейплз Льюис. Чудо.

Подборка цитат: Александр Поляков (http://www.messia.ru)

 

См. также:

 

Толкования, комментарии

  • Глава из Толкования преподобного Ефрема Сирина на четвероевангелие (IV в.)
  • Глава II // Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. (XII в.)
  • Знамение в Кане // Епископ Кассиан (Безобразов). Толкование евангелия от Иоанна. (1947)
  • Брак в Кане // Пояснения на Новый Завет и Псалтирь под ред. Ф. Грюнцвайга и др. (XX в.)

 

Сочинения христианских авторов

 

Сочинения нехристианских авторов или представителей либеральной теологии

 

Проповеди

  • О чудесах // Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. (17 августа 1986 г.)

 

Словари, энциклопедии

  • Кана // Архим. Никифор. Библейская Энциклопедия (1891)
  • Чудо, чудеса // Архим. Никифор. Библейская Энциклопедия (1891)
  • Чудо // Словарь библейского богословия (1972)
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 8