Почему Моисей сказал: «Не ядите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни
ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи» (Втор.
14:7-19)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь
говорил иудеям во Второзаконии: «постановлю для этого народа заповеди
Мои» (Втор. 4:2). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых
животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле.
Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем
людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях,
забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и
свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод,
кричит; получив же корм, опять умолкает. — «Не ешь,» сказано «ни
орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона»; то есть, не прилепляйся
к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом,
но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою,
строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают
случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель.
«Не ешь», сказано, «ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы». — Это
значить: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые
навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы,
одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают
подобно прочим, но живут в земле под бездною.
«И зайца», сказано, «не ешь». В каком смысле? не будь срамником,
и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена,
противная естеству всех прочих животных. И гиены не ешь, сказано;
это значить: не будь прелюбодеем, ни растлителем и не уподобляйся
таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою
природу, и бывает то мужеского, то женского [*]. По справедливости
отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорит он, тем нечистым
мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно,
совершают беззаконие своими устами. Ибо это животное отступает
от общих законов в зачатии плода.
Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла:
иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось
о яствах обыкновенных. Но Давид понимал таинственный смысл трех
заповедей, и подобным образом говорит: «блажен муж, который не
пошел на совет нечестивых», как те рыбы ходят во мраке бездны,
— «и не стал на пути грешных», — так как те, которые боятся, по-видимому,
Господа, но грешат подобно свинье, — «и не сел на седалище губителей»,
так как птицы сидят, подстерегая добычу (Пс. 1:1). Теперь вы вполне
имеете ведение о тех заповедях.
Но Моисей также сказал: «ешьте все, имеющее раздвоенные копыта
и отрыгающее жвачку» (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом
отрыгающим жвачку? — Тот, кто получая пищу, знает своего питателя,
и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду
заповедь. — Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа,
размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют
о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление
есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне.
А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит
в этом мире, и ожидает другого святого века.
Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи
это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим
так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того,
чтобы мы разумели это.