my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Климент Александрийский

Тит Флавий Климент

Рождение


Климент родился ок. 150 года в Афинах в семье состоятельных язычников.
Получил хорошее образование.

Христианская преемственность


Обстоятельства и время обращения Климента неизвестны.

Когда это произошло, он отправился путешествоватьс целью учиться у самых лучших, самых авторитетных учителей.
Климент побывал в Южной Италии, Сирии, Палестине.

Примерно в 190 году он прибыл в Александрию в александрийское училище и стал учеником Пантена.

Служение


Климент стал преемником Пантена по должности наставника училища (Ок. 200 г., некоторые считают, что ок. 190 г.).

В должности учителя, по всей вероятности, Климент получил сан пресвитера. (Был ли Климент в самом деле священником — нельзя сказать с полной уверенностью)

Среди его учеников были Св. Александр, епископ Каппадокийский, а потом Иерусалимский и, возможно, Ориген.

Во время гонения Септимия Севера покидает Египет (Ок. 202-203 г.).
Он посещает Кесарию Палестинскую, Иерусалим (там был епископом его ученик).

Творения

Климент задумал философскую трилогию
«Протрептик» — «Педагог» — «Дидаскал».

Основная идея всех трех частей — показать постепенное восхождение христианина к истинному «гнозису» (знанию) под руководством Логоса.

Божественный Логос (Христос) выступает как:

  • «Протрептик» — «увещатель», обличающий язычество и призывающий обратиться к истинной вере
  • «Педагог» — воспитатель, детоводитель, постепенно ведущий новообращенных к нравственному совершенству
  • «Дидаскал» — учитель,

    открывающий «посвященным» тайны истинного гнозиса (знания)

Климент

написал первую и вторую части; третья часть дошла до нас под названием «Строматы» (букв, ковры, лоскуты), хотя

это и не совсем то, что было задумано.

«Протрептик»

или

«Увещательное слово к эллинам»
[Προτρεπτικος προς Ελληνας]


Представляет собой апологию (аналогичную творениям апологетов).

(12 глав)

Жанр: это определенный риторический жанр, написанный по образцам языческой литературы. Примыкает к тем «Протрептикам», которые писались с целью расположить читателя к занятиям философией (см. Аристотель, Эпикур, стоик Клеанф, Хрисипп и Посидоний)

Цель — обличить языческую религию и призвать к принятию христианства.

Содержание:

  • Лирическое

    вступление: гимн Христу

  • Обозрение

    дохристианского вероучения: философы, поэты. (1-7 главы)

  • Призыв

    к принятию Христа. (8-12 главы)

«Педагог»


Название переводится не как «школьный учитель», а как «воспитатель» (букв. детоводитель) — так греки называли раба, приставленного к ребенку и обучающего его морали и приличным манерам.

(состоит из 3 х книг)

Содержание:

1 книга: говорится о Самом Воспитателе — Логосе, о воспитываемых Им чадах и о средствах воспитания.

2 книга и 3 книга: даются наставления Логоса о христианской жизни

Трактат заканчивается гимном Христу (возможно, - это хвалебная молитва Александрийского училища).

В «Педагоге» много цитат из Платона, Плутарха, стоиков и других античных авторов.

На русском языке:

Климент Александрийский «Педагог» (перевод Н. Корсунского)

«Строматы»


Написав «Протрептик» и «Педагог», Климент, по-видимому, не стал писать «Учитель», где необходима была строгая систематизация материала. Вместо этого получились «Строматы». В сочинении нет порядка в изложении мыслей и планомерности.

«Строматы» — бувально «лоскутные ковры» (иногда строматами называют мозаичный узор) — так назывались собрания отдельных мыслей, не приведенные автором в цельную систему
(см. «Строматы», кн. IV, гл. 2).

«Строматы» — восемь книг, объединенных главной темой взаимосвязи христианской религии с греческой философией, а в более широком плане — вообще со светской ученостью.

Примечание:
Во всём тексте слово «гностик» подразумевает истинного мудреца в христианском значении этого понятия. «Гносис» — вся полнота христианского знания.


Содержание:

1—2 книги:
доказывается польза и необходимость классической философии и науки для христианина.

3—4 книги:
обстоятельно раскрывается отличие церковного гносиса от еретического;

5 книга:
вновь о вопросу веры и знания.
Для постижения Бога необходимо отрешиться от мира и мирских вещей, но и при этом условии Бог ограниченным разумом человеческим не может быть постигнут, поэтому познание Его является исходящим от Него даром.
В конце 6 главы изображен истинный гностик в его практической жизни
(см. также кн. IV, гл. 21-23, 26; кн. VI, гл. 9; кн. VII, гл. 3, 10 -14).

6 книга:
философам ведома была религиозная истина, но не полностью в сравнении с Евангелием. Истинный гностик может пользоваться и философией

7 книга:
доказывается, что только христианский гностик является истинным почитателем Бога.

8 книга:
Есть в Кодексе флорентийском (есть и в русском переводе).
Представляет собой собрание отдельных мыслей, использованных в предыдущих книгах.
Но не имеет с предшествующими книгами никакой связи.
Большинство ученых отказываются считать ее за продолжение «Стромат», но полагают, что этот отрывок из недошедших до нас «Ипотипоз» Климента.
Или же эти фрагменты не предназначались автором для публикации, но были собраны после его смерти.


На русском языке:

Климент Александрийский «Строматы» (перевод Е. В. Афонасина)
http://www.krotov.info/father2. html
или
http://www.biblicalstudies.ru/library/k/klim_ale/stro0. html

Климент Александрийский «Строматы» (перевод Н. Корсунского)
В сокращении:
Перевод  Н. Корсунского, 1892г. Редакция перевода — Ю. С. Терентьева. (Из книги: Отцы и учители церкви III века. Антология, том 1. Издательство «Либрис», Москва, 1996)
http://proroza. narod. ru/Stromateis. htm

«Какой богач спасется?»


В русском переводе см.:
«Кто из богатых спасется?»

Проповедь (42 гл.) — Это толкование на Мф. 10, 17-31, (Марка 9, 18 — 31)

Слова Христа: «Пойди, продай твое имение и раздай нищим» - нельзя понимать в том смысле, будто обладание богатством лишает человека Царства Небесного. Но сердце не должно быть привязано к нему.

«Извлечения из Феодота»


Сохранились под именем Климента Александрийского
Представляете собой выписки из сочинений еретиков-гностиков вперемежку с мыслями самого Климента.

На русском языке в переводе В. Калашникова см.:
http://tower. vlink. ru/apocryph1/ev_secret_mark. shtml

Утраченные произведения

1. «Ипотипозы» — ̀Υποτυπώσεις (Начертания)

(в переводе — наброски, эскизы)

Комментарий на Ветхий и Новый Заветы, состоящий из 8 книг.

«Ипотипозы», которые видел патр. Фотий, возможно, были совсем не те, которые писал Климент, а искаженные или арианами, или какими-нибудь другими еретиками.
По этому поводу след. соображения (Филарет Гумилевский):

а) заблуждения, какие видел в Ипотипозах Фотий, крайне грубы

б) в «Строматах» есть мысли противоположные тем, какие перечисляет Фотий, например, касательно предвечной материи мира, воплощения Сына Божия,

в) Фотий говорит, что «Ипотипозы» содержат «краткое объяснение на книги Бытия, Исход, псалмы послания Павла и соборные, наконец на Екклезиастика».
По словам же Евсевия в «Ипотипозах» заключалось объяснение на весь Ветхий и Новый Заветы, и даже на послания Иуды и Варнавы.

г) Ни Евсевий, ни Иероним, говоря о «Ипотипозах» Климента, и намека не делали ни на одно из тех грубых заблуждений, какие перечисляет Фотий;
[Евсевий помещает по две и по три выписки из: 5-й, 6-й и 7-й книг «Ипотипоз»
(Евсевий Н. Е. 2. 9; 5, 11; 6, 13-14).
Иероним отзывается с похвалой одинаковой, как о строматах, так и об Ипотипозах.
«Восемь книг написал стромат и столько же Ипотипоз. Что в них не ученого? Или лучше что не из глубины философии»
(Иероним dе vir. illustr. с. 38., Eрist. Аd. Mаgnum).]

д) Фотий сам сомневался,

в том, что Ипотипозы которые он видел, принадлежали Клименту

«Шестьсот других заблуждений врет языком богохульным или он, или другой кто, надев его личину» (Bibl. соd. 10. 9).

Сохранилось:

— несколько фрагментов на греческом языке:

  • в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского
  • в библейских комментариях Экумения
  • в «Луге духовном» бл. Иоанна Мосха

 — большой фрагмент на латинском языке.

— в своде толкований на послание к Коринфянам. Cаtеnа in Eрist. аd Cоrinth, еd. а Crаmеrо. Oхоn. 1841. р. 385, 391. 473. 22. 25


2. Евсевий упоминает (Церк. ист. 6, 13):

  • книга «О Пасхе»
  • диалоги «О посте» и «О злоречии»
  • увещательное слово «О терпении, или К новокрещенным»
  • сочинение «Церковное правило, или Против иудействующих»


3.  «На пророка Амоса» толкования
упоминает Палладий (Лавсаик, 139)


4. «О Промысле» (сохранились упоминания)


5. Письма
(три фрагмента приведены в «Священных параллелях, 311-313»).

Кончина


Умер Климент Александрийский незадолго до 215 г.

См. также:

Евсевий. Церковная история VI, 13-14
Иероним. О знаменитых мужах, 38

Cвятоотеческое учение о человеке: Климент Александрийский // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

Архимандрит Киприан (Керн) о Клименте:


Список использованной литературы:

Амман А. Путь отцов (краткое введение в патристику)
Асмус Валентин, прот. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 — 1996 уч. г.)
Иларион (Алфеев), иеромонах. Климент Александрийский.
[Отцы и Учители Церкви III века: Антология. — М.: Либрис, 1996. — Т.1.]
Кин Гавриил, прот. Конспект по Патрологии.
Лейн  Т. Христианские мыслители. — СПб.: Мирт, 1997. — С.24-26.
Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. — С.91-102
Скурат  К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии
Холл Стюарт Дж. Учение и жизнь ранней церкви. — Новосибирск: Посох, 2000. — С.127-131.

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4