Глава 7
Ответ утверждающим,
что о Сыне
прилично говорить не: с Ним, а: Им.
Но они утверждают, что «говорить: с Ним, совершенно
странно и необычайно, речение же: Им, и
слову Писания есть самое свойственное, и в
употреблении у братии затверженное». Чти
же скажем им на это? — Блаженны уши, которые
не слушали вас, и блаженны сердца, которые
спаслись не уязвленными от ваших учений!
А вам христолюбцам скажу, что Церкви
известно то и другое словоупотребление, и
что она ни которого из них не отметает, как
исключающего другое. Ибо, когда берем в
рассмотрение величие естества в
Единородном и превосходство Его
достоинства, тогда свидетельствуем, что
имеет Он славу со Отцем. А когда
представляем себе, что Он подает нам блага,
и нас самих приводит к Богу, и делает Ему
своими, тогда исповедуем, что благодать эта
совершается Им и в Нем. Посему
речение с Ним свойственно
славословящим, а речение Им по
преимуществу прилично благодарящим.
Но ложно и то, чтобы речение с Ним
устранено было из употребления
благоговейных. Ибо речение это употребляют
и в селах и в городах все те, которые, твердо
держась своих обычаев, почтенную древность
предпочли новизнам, и предание отцов
соблюли неповрежденным. А которые
наскучили обыкновенным и восстали против
древнего, как против устаревшего, те
ухватились за нововведения, как и любители
нарядов всегда предпочитают одежду нового
покроя общеупотребительной. У сельских
жителей и доселе найдешь издревле
употребительное речение, а у сих
искусников, ввыкших в словопрения, слова
выкованы по новой мудрости. Посему, что
говорили отцы наши, то говорим и мы, то есть,
общая слава Отцу и Сыну, почему вместе с
Сыном приносим славословие Отцу.
Но не то удовлетворяет нас, что таково
предание отцов, ибо и отцы следовали
намерению Писания, взяв за основание
свидетельства, которые не задолго пред сим
привели мы вам из Писания. Ибо сияние
представляется в мыслях вместе со славою, и
образ — вместе с Первообразом, и Сын
необходимо — со Отцем, потому что ни
последовательная связь имен, ни естество
именуемых не допускают никакого
разлучения.
|