Глава 13
Изложение причины,
по которой
Павел с Отцем и Сыном ставит и Ангелов.
Говорят: «но к Отцу и Сыну сопричисляется
нечто и иное, между тем оно, конечно, не
спрославляется с Ними. Так Апостол включил
ангелов в свидетельство, какое дает
Тимофею, говоря: засвидетельствую тебе пред
Богом и Иисусом Христом, и избранными Его
Ангелы (1 Тим. 5, 21). Но ангелов не отделяем
от прочей твари, и не согласны причислить
их к Отцу и Сыну».
А я, хотя рассуждение cиe не стоит никакого
ответа (так с первого взгляда заметна в нем
несообразность!), однако ж скажу, что иной и
подобного себе раба может представить во
свидетели пред таким судиею, который
кроток и снисходителен и по особенной
благосклонности к подсудимым доказывает
непререкаемость правдивости своего суда.
Но из раба стать свободным, наименоваться
сыном Божиим и от смерти перейти в жизнь, не
чрез иного кого можно, а только чрез Того,
Кто по естеству Свой Богу и свободен от
рабского состояния. Ибо как сделает своим
Богу, кто чужд ему? Как освободить, кто сам
подлежит игу рабства?
Поэтому не одинаково упоминаются и дух и
Ангелы, но Дух именуется, как Господь жизни,
Ангелы присовокупляются, как помощники
подобных им рабов, и как верные свидетели
истины. Ибо у святых — в обыкновении давать
заповеди Божии при свидетелях, как сей же
самый Павел говорит Тимофею: яже приял еси
от мене многими свидетели, сия предаждь
верным человеком (2 Тим. 2, 2). Теперь
свидетельствуется Ангелами, ибо знает, что
и Ангелы будут с Судиею, когда придет Он во
славе Отчей судить вселенную в правде. Ибо
сказано: иже аще исповесть Мя пред
человеки, и Сын человеческий исповесть его
пред Ангелы Божиими: а отвергийся Мене пред
человеки, отвержен будет пред Ангелы
Божиими (Лк. 12, 8, 9). И Павел в другом месте
говорит: во откровении Господа Иисуса с
небесе со Ангелы (2 Сол. 1, 7). По сей причине
еще здесь свидетельствует пред Ангелами,
чтобы приготовить годные доказательства
для будущего судилища.
И не один Павел, но и все вообще, кому
вверено было служение слова, никогда не
перестают свидетельствовать, и призывают
во свидетели даже небо и землю, потому что и
теперь пред ними совершается всякое дело, и
при будущем испытании жизни они вместе
будут с судимыми. Ибо сказано: призовет
небо свыше, и землю, разсудити люди Своя (Пс.
49, 4). Посему Моисей, намереваясь предложить
людям словеса Божии, говорит: засвидетельствую
вам днесь небом и землею (Втор. 4, 26). И
опять, произнося песнь, говорит: вонми
небо, и возглаголю, и да слышит земля
глаголы уст моих (Втор. 32, 1). И Исаия: слыши
небо, и внушu земле (Ис. 1, 2). А Иеремия
описывает какое-то исступление неба, в
которое приходит оно, слыша непреподобные
дела народа: ужасеся небо о сем, и
вострепета по премногу зело, два бо зла
сотвориша людие Мои (Иер. 2, 12, 13). Посему и
Апостол, зная, что ангелы приставлены к
людям как бы детоводителями и
воспитателями, призывал их во свидетели,
Иисус же Навин и камень поставил
свидетелем слов своих; а Иаковом даже и холм
прозван свидетель (Быт. 31, 47). Иисус
сказал: будет камень днесь в свидение
в последния дни, егда солжете Господу Богу
вашему (Нав. 24, 27). Может быть, он верил, что
силою Божиею и камни издадут глас в
обличение преступников, а если нет, то по
крайней мере совесть каждого будет
уязвляться действием напоминания. Так те,
кому поверено домостроительство душ,
предуготовляют каких бы то ни было
свидетелей, чтоб представить их в
последствии. Но Дух не по требованию
времени а по общению естества,
сопоставляется с Богом, не нами на cиe
привлекаемый, но приобщаемый Господом.
|