Христианская   библиотека 
Главная Авторы по алфавиту Тематический каталог Хронологический каталог Книги в архивах
 

Климент Александрийский

Строматы

 

КНИГА ТРЕТЬЯ

I

Гностики о сексуальной жизни и браке

 

Валентин, Василид и Исидор о браке
 

(1,1) Валентин и его последователи, возводя “сизигии” к вышней божественной эманации, одобряют брак. Последователи же Василида говорят следующее: «Когда апостолы спросили Господа, не лучше ли не жениться вовсе, то он им ответил, что не всякий способен выполнить этот завет, поскольку некоторые являются евнухами от рождения, некоторые же — в силу необходимости»[1]. (2) И объясняют они [последователи Василида] это изречение так: «Некоторые [мужчины] от рождения испытывают природное отвращение к женщинам. Таким лучше следовать своей природной склонности и не жениться. (3) Они являются евнухами от рождения». «Евнухами по необходимости являются те “театральные” аскеты (oiJ qeatrikoi< ajskhtai>/), которые ради славы укротили свои желания. (Евнухами по необходимости являются также и те, которые по какой-либо причине подверглись кастрации.[2]) Они становятся евнухами именно по необходимости, а не в результате разумного решения. (4) Те же, кто стали евнухами ради вечного царства, сделали рациональный выбор, стремясь таким образом, как они говорят, избегнуть трудностей семейной жизни; они боятся трудов, направленных на добывание необходимого для жизни». (2, 1) “Лучше жениться, чем гореть” и “ввергнуть свою душу в огонь”,[3] “и день, и ночь противостоять желаниям, в страхе нарушить воздержание. Душа, которая тратит все силы на противодействие, отрезана от надежды”. (2) «Поэтому, если твоя жена стерва — отступись (ajpe>cou[4]), чтобы не лишиться тебе божественного благословения, — говорится в Этике Исидора. — А загасив огонь и избавившись от спермы, молись с чувством выполненного долга.[5] (3) И возможно, — говорится далее, — брак окажется для тебя благословением и позволит впредь поступать правильно и не оступаться. (4) Если же по причине молодости, бедности или земных наклонностей (katwferh>v), ты откажешься выполнять завет и женишься, (не бойся) брат не отвернется от тебя. “Я вошел в святилище, — как сказано,— и нечего мне опасаться”. (5) Если же он отвернулся, скажи ему: “Брат, дай мне руку, помоги не грешить!” И тогда ты получишь помощь, совет и сочувствие (nohth<n kai< aijsqhth>n), и если желаешь достичь блага, то достигнешь его». (3, 1) «Иногда губы наши говорят: “Мы не хотим грешить”, но наши намерения совсем иные. Такой человек не делает того, чего он желает, только потому, что боится ожидающего его наказания за содеянное. Некоторые вещи необходимы и естественны, некоторые же только естественны[6]. Одежда необходима и естественна, занятия же любовью естественны, но не необходимы».

 (3) Я привожу здесь эту длинную цитату только для того, чтобы опровергнуть мнение тех последователей Василида, которые живут плохо, полагая, что, как совершенным, им можно грешить, поскольку они все равно спасутся в силу своей природы и грех их не коснется благодаря этой врожденной избранности, однако их предшественники никому не позволяли так поступать! (4) Так что нечего им прикрываться одеждой Христа, а вести себя более развратно, чем язычники, позоря его имя своими делами. «Такие люди есть лжеапостолы, лукавые деятели», — и далее, — «но конец их будет по делам их».[7] (4,1) Самоограничение есть презрение плоти и следование Богу.[8] И самоограничение касается не только сексуального желания, но и всего того, что душа чрезмерно вожделеет, будучи не в силах ограничить себя только необходимым.  (2) Самоограничение касается и речи, и имущества, и их употребления, и вообще всякого желания. Оно не только учит нас искусству благоразумия, но и предоставляет нам его как особую силу и божественный дар. (3) Следует сказать, что мы думаем обо всем этом. Мы считаем благословенными тех, кто воздерживается от секса, если это досталось им как божий дар, и уважаем тех, кто женится только один раз. Мы считаем, что следует сопереживать ближнему и «разделять бремя» с тем, кто думает, что стоит прочно, а в действительности готов упасть[9]. И именно о второй женитьбе апостол сказал: «Если ты в огне — женись».[10]

________________________________

[1] Cр. Мф. 19: 11. Но Климент, по-видимому, пользуется каким-то иным источником.

[2] Некоторые исследователи полагают, что эта фраза является глоссой.

[3] I Кор. 7: 9.

[4] Пассаж довольно сложен, текст местами очевидно испорчен. В данном месте я следую чтению, предложенному Hilgenfeld и принятому Chadwick. Чтение манускрипта ajnte>cou, т.е. борись, в то время как Епифаний, который цитирует Климента, пишет ajne>cou сдайся. Таким образом, как  же именно Исидор советует поступить со сварливой женой остается непонятным!

[5] Исидор советует, по-видимому, поступить так же, как Невыразимый Бог из мифа (см. свидетельство  Епифания об учении последователей Валентина, Panarion, 31, 5, 5). Если к тебе пристает жена, удовлетвори ее и “успокойся”.

[6] Эта часть добавлена издателем, как необходимая по смыслу. Ср. Epicurea 456 Usener.

[7] 2 Кор. 11: 13—15.

[8] Выдержка из какого-то стоического источника. Cf. SVF III, 11.

[9] Cр. Гал. 6: 2.

[10] I Кор. 7: 9.