Вторая книга
1. Краткие предварительные замечания. 1,1 – 3,5
2. Вера как основание знания. Критика воззрений Василида и Валентина,
философские и евангельские представления о вере как основании знания и
мудрости. 4,1 – 96,4
3. Цель и смысл человеческой жизни. Идеал “уподобления
Богу”, роль аскетизма и самоконтроля, мнения философов о цели человеческой
жизни и счастье,
высшее благо согласно Платону. 97,1 – 136,3
4. О браке и сексуальной жизни.
- 4.1 Предварительные
замечания. Закон и христианские писания о браке.
- Краткое заключительное замечание о том, что
“об этом достаточно и следует перейти к дальнейшему.” 137,1 – 147,5
Какое-либо предисловие к третьей книге отсутствует.
4.2 Ложные учения о браке гностиков Валентина, Василида
и карпокраниан. 1,1 – 11,2
I. Гностики о сексуальной
жизни и браке
Валентин, Василид
и Исидор о браке
II. Фрагмент из книги
Епифана “О
справедливости”
4.3 Критика теорий крайнего аскетизма (Орфей, Гераклит,
пифагорейцы, Платон, Маркион и др.)
12,1 – 24,3
III. Маркион и некоторые философы о том,
что рождение и жизнь – это страдание
и зло
4.4 Критика излишней вседозволенности некоторых гностиков,
ведущей к разврату. Краткий итог.
25,1 – 78,5
IV. Об оправдании вседозволенности некоторыми гностиками
V. О двух этических крайностях
VI. О гностиках, практикующих чрезмерный аскетизм
VII. О воздержании
VIII. Толкование некоторых мест Писания
«Грех не властен над вами» (Рим. 6: 14)
IX. «Я пришел разрушить труды женщины»
(Евангелие от Египтян)
X. Истолкование Мф. 28: 20
XI. Примеры корректного толкования Писания
4.5 Христианское учение о браке.
79,1 – 104,5
XII. … (продолжение)
Возражения Татиану
XIII. Критика воззрений Юлия Кассиана
XIV. … (продолжение)
XV. Еще несколько пассажей из Писания
о браке и воздержании и их истолкование
XVI. … (продолжение)
XVII. … (продолжение)
4.6 Заключение: о важности соблюдения меры и
золотой середины во всем.
Заключительное предложение: конец третьей книги
Стромат. XVIII. Заключение.
О необходимости избегать крайностей
Книга пятая
1. Вводное предложение: Климент говорит, что
описав истинного гностика, он снова переходит к вопросу о вере. 1,1
2.
Вера, поиск и знание.
2.1. Гармония знания и веры. 1,1 – 3,1
2.2. Валентин, Василид и Маркион о вере. 3,2 –4,4
2.3. Путь от веры к знанию. Замечание о плагиате эллинов. 5,1 – 13,4
2.4. Вера и надежда. 14,1 –15,5
2.5. О природе небесной сущности и эманации Логоса. 16,1-8
2.6. О поиске, вере и неверии.
17,1 –18,5
3. Символизм и эзотеризм.
3.1. Предварительные замечания:
об универсальности символических учений. 19,1 – 20,2
3.2. Египетские письмена. 19,3 – 21,3
3.3. Эллинские оракулы, различные изречения и поэтические выражения.
21,4 –24,3
3.4. Символизм Священного писания 25,1 – 26,5
3.5. Пифагорейский символизм. 27,1 – 31,5
3.6. Замечание об универсальности символизма. 32,1
3.7. Символизм скинии. 32,2 – 40,3
3.8. Египетский символизм. 41,1 – 43,3
3.9. Символическое письмо скифского царя. Анахарсис Скифский. 44,1-5
3.10. Символизм эллинских грамматиков. Этимологии. 45,1 – 50,2
3.11. Аллегории Ветхого и Нового Заветов. Послание Варнавы. 51,1 – 55,4
3.12. О смысле символических учений. Эзотеризм философских школ. 56,1
– 59,6
3.13. Апостольское учение о двух степенях посвящения. 60,1 – 66,5
3.14. Теология: отвлечение от материально как первый шаг на пути богопознания.
Различные аргументы о непостижимости и неописуемости Бога, об идеях Платона
как мыслях Бога. 67,1 – 82,3
3.15. Знание Бога как откровение. 83,1 – 88,5
Замечание о необходимости более подробно остановиться
на вопросе зависимости греческой философии от варварской. 89,1
4. О греческих заимствованиях
и заблуждениях.
4.1. Мнения философов. 90,2 –99,3
4.2. Мнения поэтов. Рассуждение прерывается замечаниями о Платоне, числовом
символизме и т.д. 99,4 – 133,6
4.3. Заключение: врожденное знание Бога и естественная теология. 133,7
– 141,3
Заключительное предложение, сообщающее о том,
что пятая книга на этом заканчивается. 141,4
|