Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Климент Александрийский

Строматы

 

КНИГА ТРЕТЬЯ

XVIII

Заключение. О необходимости избегать крайностей
 

 (105, 1) Итак, некоторые, как мы уже показали, стремятся расширить пределы праведности и спасительной упорядоченности жизни сверх необходимого, богохульно доводя самоконтроль до полного атеизма, тогда как им следовало бы избрать безбрачие, полезное для здоровья и благочестивое, с благодарностью Богу за даруемые милости, не питая презрения ни к чему из сотворенного, и не осуждая живущих в браке. Мир сотворен; безбрачие также продукт творения. Поэтому и те, и другие должны быть благодарны за предоставленную им возможность исполнить предназначенное, если они, конечно, вполне понимают свое предназначение.

(2) Другие же, напротив, сбросив узду, действительно подобны «коням женонеистовым», ржущим на жену ближнего[229]. Неспособные к самообладанию, они и других подстрекают лишь к делам сладострастия, придавая низменный смысл следующим словам Писания: «Раздели судьбу свою с нами; будем все иметь мы общий кошель, и один мешок пусть будет у нас».[230] (106, 1) Предостерегая против них, тот же самый пророк дает нам мудрый совет: «Не ходи в путь с ними; удержи свою ногу от дорог их; не напрасно пернатым сети расставляются. Те же, кто соучаствуют в крова­вых делах, на свои головы зло собирают».[231] Иными словами, преданные своим порокам и учащие тому же ближних, они, согласно пророку[232], подобны «воинам, бьющим своими хвостами (oujra>)», или, как сказали бы греки, пенисами (ke>rkov).[233] (2) Должно быть, пророчество намекает на cладострастных распутников, «воюющих хвостами», детей тьмы и чад гнева[234], кровавых убийц и насильников своих ближних. (3) «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом», — взывает апостол[235]. И опять, в гневе на подобных им, он учит нас «не сообщаться с тем, кто, называ­ясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».[236] (4) «Законом я умер закону, — говорит он, — чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу», как жил по своим желаниям, «но живет во мне Христос» жизнью непорочной и блаженной через мое послушание заповедям. Поэтому «тогда я жил по плоти», то есть следуя плотскому образу жизни, ныне же «живу во плоти, то живу верою в Сына Божия».[237] (107, 1) «На путь к язычникам не вступайте и в город Самаритянский не входите», — гово­рит Господь[238], отвращая нас от неверного образа жизни, ибо «кончина мужей беззаконных зла, и таковы пути всех, творящих беззаконие».[239] (2) «Горе человеку тому, — говорит Господь, — и лучше было бы не родиться ему, чем хотя бы одного из избранных моих соблазнить; лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и потопили его в море, чем совратить ему и одного из моих избранных»,[240] ибо «имя Божие хулит­ся из-за них».[241] (3) Поэтому прекрасно говорит апостол: «Я писал вам в послании не сообщаться с развратниками»[242], и далее до слов «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела».[243] (4) Дабы показать, что брак не приравнивается к разврату, он добавляет: «Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится с нею одним телом?»[244] Кто же назовет девственницу блудницей до замужества? (5) «Не уклоняйтесь друг от друга, — говорит апостол, — разве по согла­сию, на время».[245] Выражение «не уклоняйтесь» указывает на рождение детей как обязанность вступивших в брак. Именно на это указывают и предшествующие им слова о том, что муж должен уделять должное внимание жене и наоборот.[246]

(108, 1) По достижении цели брачного союза, жена становится помощницей мужу в надзоре за домашним хозяйством и поддержании христианской веры, (2) как об этом явственно свидетельствует апостол: «Вступившим в брак не я, но Господь, повелевает: жене не разводиться с мужем. (Если же раз­ведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем). Точно так же и муж не должен оставлять жены. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат…» и далее читай до слов «…а теперь святы».[247] (2) Что на это смогут возразить поносящие закон и брак, как если бы только закон предписывал брачный союз, а Но­вый Завет в этом противоречил ему? Что в ответ на этот закон скажут нечестивцы, избегающие секса и деторождения? Ведь и церковью должен править «епископ, хорошо управляющий домом» и союз «с одной женой»[248] образует дом, благословенный Господом. (109, 1) В этом смысле сказано, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но оск­вернены и ум их, и совесть».[249] (2) По поводу же бесчинного угождения плоти высказывается он так: «Не обманывайтесь: ни развратники, ни идолопоклонники, ни прелюбо­деи, ни педерасты, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пья­ницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют». И мы были такими, но «омылись».[250] Оставшись таковыми, они утопают в разврате, вместо благоразумия погружаясь в блуд, рассуждая об удовольствиях и угождении страстям, учат распущенности вместо самоконтроля, надеясь лишь на свои срамные части. Им подобные сами отлучают себя от царства Божия. Им не суждено стать верными учениками[251]. Через то, что они лживо называют гносисом[252], они обеспечили себе дорогу во тьму внешнюю.[253]

(3) «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что спра­ведливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами».[254] (110, 1) В своем послании Петр говорит подобное же: «Чтобы вы имели веру и упование на Бога, послушанием истине очистивши души ваши»,[255] «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что я свят».[256]

(3) Однако критика пропагандистов того, что ложно зовется гносисом, как бы она ни была важна, завела нас гораздо далее, чем следовало, и слишком затянула наше повествование, поэтому на этом мы заканчиваем третью книгу Стромат, гностических заметок для памяти, посвященных истинной философии.

_______________________________

[229] Иер. 5: 8.

[230] Притч. 1: 14.

[231] Притч. 1: 15—18.

[232] Место неизвестное. Ср. Откр. 9: 10.19.

[233] Оба эти слова означают «хвост», однако часто используются для указания на половой член. Метафора, впрочем, вполне очевидная. Именно так употребляется, например, последнее слово в комедии Аристофана (Aristophanes, Thesmophoriazusae, 239).

[234] Ефес. 2: 3.

[235] I Кор. 5: 7.

[236] Гал. 5: 11.

[237] Гал. 2: 19—20.

[238] Мф. 10: 5.

[239] Притч. 1: 18—19.

[240] Очевидно, цитата из первого послания Климента Римского к Коринфянам (I Ad Cor. 46, 8). Cр. Мф. 26: 24; Лк. 17: 2 и т.д.

[241] Ис. 52: 5; Рим. 2: 24.

[242] I Кор. 5: 9.

[243] I Кор. 6: 13.

[244] I Кор. 6: 16.

[245] I Кор. 7: 5.

[246] I Кор. 7: 3.

[247] I Кор. 7: 10—14.

[248] I Тим. 3: 4.2.

[249] Тит. 1: 15.

[250] I Кор. 6: 9—11.

[251] Откр. 20: 12.15; 21: 27.

[252] I Тим. 6: 20.

[253] Мф. 8: 12; 22: 13.

[254] Фил. 4: 8—9.

[255] I Петр. 1: 21—22.

[256] I Петр. 1: 14—16.