Глава двадцать четвертая
Возражение утверждающим, что вещество совечно Богу
Не вне того, до чего последовательно доходит разум, кажется и это предположение
о веществе, утверждающее, что происходит оно от умопредставляемого и невещественного.
Ибо найдем, что всякое вещество состоит из каких-либо качеств и, если бы лишено
было их, никак не могло бы постигаемо быть разумом. Но каждый вид качества
отделяется в понятии разума от подлежащего. Понятие же есть нечто умопредставляемое,
а не телесное рассмотрение. Например, если подлежит рассмотрению какое-либо
животное, или дерево, или что-либо другое из имеющего вещественный состав,
то многое в предмете этом представляем мыслью отдельно, и понятие отдельного
не смешивается с подлежащим рассмотрению. Ибо иное понятие о цвете, иное —
о тяжести, иное — опять о количестве, и иное — о каком-либо осязательном свойстве,
потому что мягкость, длина и прочие упомянутые качества ни одно с другим, ни
с самим телом не смешиваются по понятию. Но каждому из свойств, каково оно
само в себе, придается особое положительное определение, не имеющее ничего
общего с каким-либо иным качеством из усматриваемых в подлежащем. Поэтому если
умопредставляем цвет, так же умопредставляемы твердость, количественность и
прочие подобные этим свойства. Если с отъятием каждого из этих свойств у подлежащего
уничтожается всякое понятие о теле, то следует предположить, что находим причину
уничтожения тела в отсутствии чего-то, а совокупное стечение того же производит
вещественное естество. Как не тело то, в чем нет цвета, наружного вида, твердости,
протяжения, тяжести и прочих свойств, да и каждое из этих свойств также не
тело, а, напротив того, взятое отдельно есть нечто отличное от тела, так и
наоборот, где стеклись вместе сказанные свойства, там производится телесное
существо. Но если представление этих свойств принадлежит уму, а умопредставляемое
также и Божество по естеству, то нет никакой несообразности в том, что бестелесным
естеством произведены эти умопредставляемые начала бытию тел, потому что умопредставляемое
естество производит умопредставляемые силы, а взаимное соединение этих последних
приводит в бытие естество вещественное. Но этого пусть мимоходом только коснется
наше исследование. А нам опять подобает обратить слово к вере, которой принимаем,
что Вселенная сотворена из ничего, и, наученные Писанием, не сомневаемся, что
снова будет преобразована в некое иное состояние. |