От Матфея святое благовествование
Евангелие
от Матфея, состоящее из 28-ми глав, наиболее
длинное из всех четырех Евангелий. Согласно 39-му
Пасхальному посланию александрийского епископа Афанасия (367 г. п. Р.Х.) ему неоспоримо
было отведено первое место в Новом Завете. Это праздничное послание
в первый раз установило тот порядок следования 27-ми книг
Нового Завета, какой мы и сегодня находим в наших Библиях.
Но уже ранее упомянутого послания Евангелие от Матфея рассматривали
как начальное. Возможно, что оно записано в недостающей первой строке
Мураториева канона (180 г. п. Р.Х.). Согласно древним трудам Папия, епископа
Иерапольской церкви в Малой Азии, около 130 года п. Р.Х., Матфей сперва
передал слова Иисуса Христа на древнееврейском языке, только позднее
они были переведены на греческий язык. Ученик Папия, Ириней, подтверждает
эти сведения и ставит также Евангелие от Матфея во главе Нового
Завета (около 180 года п. Р.Х.). По-видимому, Евангелие от Матфея
возникло в кругах евреев-христиан. Иудейско-христианская секта
Эбионитов — (см. введение к Поcл. Гал.) будто пользовалась
только им одним. Несомненно, Матфей в особой мере подчеркивает
как связь Ветхого Завета с Евангелием, так и исполнение в Нем
обетовании Божиих; причем Христос и Его последователи очень четко противопоставлены
иудейству того времени. Язык Евангелия также указывает на его иудейско-христианское происхождение.
Согласно древнему церковному преданию автором является апостол Матфей из числа двенадцати. О времени написания ничего определенного не известно. Некоторые критические исследователи полагают, что Евангелие от Марка самое раннее; причем они считают, что Евангелие от Матфея было написано около 80-го года первого столетия. Во всяком случае оно возникло не позднее. Другие ученые, как например Шлаттер, убеждены, что Евангелие от Матфея и по времени первое. Со своей стороны, мы также думаем, что оно возникло ранее 80-го года. |