Глава V
Христос и Его Апостолы предлагали свое учение не ложно
и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедовали
Единого Бога Отца и Творца всего.
1. Когда апостольское предание таким образом существует в Церкви и сохраняется
у нас, я возвращусь к доказательствам из писаний
Апостолов, написавших также Евангелие, в которых они изложили
учение о Боге, поставляя при сем на вид, что Господь наш
Иисус Христос есть Истина (Ин. 14, 6) и лжи в Нем нет,
как и Давид, пророчествуя от рождены Его от Девы и о воскресении из
мертвых, говорит: Истина воссияла от земли (Пс. 84, 12).
И Апостолы, ученики Истины, также чужды всякой лжи; ибо ложь не
соединяется с истиною, как тьма со светом, но присутствие
одной исключает другую. Посему, Господь наш, будучи Истина, не
говорил лжи, и о ком Он знал, как о плоде несовершенства,
того не исповедал бы Богом, и Он, совершенный, духовный
и бывший внутри Плиромы, не называл бы несовершенного,
душевного и находящегося вне Плиромы Богом всего, Верховным
Царем и Своим Отцем. И ученики Его не упоминали о каком-либо другом
Боге и не называли Господом никого, кроме Того, Кто есть
истинно Бог и Господь всего, — как говорят эти пустейшие софисты,
будто апостолы с лицемерием приспособляли свое учение к приемлемости
слушателей и давали ответы сообразно с мнениями вопрошающих:
для слепых выдумывали басни сообразно с их слепотою, для слабых
сообразно с слабостьюо, и для заблуждающихся сообразно с их
заблуждением, и что они тем, которые Димиурга почитали единым
Богом, его и проповедовали, а способным понять неименуемого
Отца излагали неизреченную тайну посредством притчей и загадок; и что
Господь и Апостолы вели дело учительства не согласно с истиною,
но лицемерно и приспособляясь с приемлемостью каждого.
2. Такой образ действия не свойствен тем, которые исцеляют
или дают жизнь, но скорее тем, которые причиняют болезнь и
распространяют свое невежество, и гораздо истиннее окажется
закон, проклинающий всякого, кто слепого вводит на пути в
заблуждение. Ибо Апостолы, посланные для отыскания заблудших, для прозрения
невидевших и исцеления больных, конечно, говорили с ними
не по их настоящему мнению, но согласно с откровением
Истины. И какие-либо люди действовали бы
не правильно, если бы слепым, уже готовым идти на пропасть,
советовали бы продолжать по тому опаснейшему пути, как
будто он действительно прямой путь, и по нему пройдут
благополучно. Какой врач, желая исцелить больного, будет действовать
сообразно с прихотями больного, а не с тем,
что требуется для излечения? А что Господь пришел для исцеления
больных, Он Сам свидетельствует говоря: не здоровые
нуждаются во враче, но болящие. Не пришел Я призвать
праведных, но грешников к покаянию (Лк. 5, 31, 32). Каким же образом
больные укрепятся? И как грешники покаются? Тем ли, что они
будут оставаться в том же положении, или, напротив, когда они решатся
на великую перемену и изменение прежнего образа жизни,
чрез который они навлекли себе немалую болезнь и множество грехов?
Неведение же, мать всего этого, устраняется чрез знание. Поэтому,
Господь сообщал ученикам Своим знание, чрез которое Он и
больных исцелял и грешников воздерживал от греха. Итак, Он говорил
с ними, не приспособляясь к старому их мнению, и давал
ответ, не сообразно с расположением вопрошающих, а согласно с
спасительным учением, без притворства и без лицеприятия.
3. Это видно и из слов Господа: Он обрезанным указывал
на Сына Божия, Христа предвозвещенного пророками, т.е. открывал
Себя Самого, Который возвратил людям свободу и даровал наследие
нетления. А язычников Апостолы учили, чтобы оставили суетные
дерева и камни, почитаемые ими за богов, и чтили истинного
Бога, Который создал и образовал весь род человеческий и
посредством Своего творения питал его, умножал, укреплял и поддерживал
в бытии, и чтобы уповали на Его Сына, Иисуса Христа,
Который искупил нас Своею кровию от отступничества, дабы и мы были народ
освященный, — Который сойдет с небес в силе
Отца и сотворит суд над всеми и соблюдшим заповеди Его
дарует блага Божии. Он явился в последние времена и, как краеугольный
камень, собрал и соединил дальних и ближних (Еф. 2, 17), т.е. обрезанных и необрезанных,
распространяя Иафета и помещая его в доме Сима (Быт. 9, 27). |