Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава VIДух Святый в ветхозаветных писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истинного Бога.1. Итак ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда
не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто
не Бог, если бы он действительно не был Бог, и не назвали бы
произвольно 2. Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, Который также говорил Моисею: Я есмь Сущий. И скажи сынам израилевым так: Сущий послал меня к вам (Исх. 3, 14), и кроме Его Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими. И ещё, обращаясь к Моисею Сын говорит: Я сошел избавить этот народ (Исх. 3, 8). Ибо Кто сошел, Тот же и восшел, для спасения людей. Итак, чрез Сына, Который есть во Отце и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца. Как и Исаия говорит: И я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого я избрал, чтобы вы знали и веровали и разумели, что Я есмь (Иc. 43, 10). 3. Когда же Писание упоминает о тех, которые не суть
боги, то, как я сказал, оно не совершенно представляет их богами;
но с некоторым прибавлением и обозначением, показывающим,
что они не боги. Так у Давида говорится: боги народов суть
идолы демонов (Пс. 95, 5) и не следуй
чужим богам (Пс.
80, 10). Словами «боги народов», —а народы
не знают истинного Бога, — и наименованием их «чужими
богами» он показывает, что они не боги. Сам же от себя
говорит, что они: они — говорит — «суть идолы
демонов». И Исаия (говорит): посрамятся хулящие Бога и ваяющие
бесполезно [6], и Я свидетель,
говорит Бог (Иc. 44, 11). Он отрицает, что они боги, но пользуется
одним только именем, чтобы мы знали, о ком он говорит.
То же самое говорит Иеремия: боги, не сотворившие неба и земли;
да погибнут с земли поднебесной (Иер. 10, 11). Присоединяя
об их уничтожении, он сим показывает, что они не боги.
И Илия, собрав весь израильский народ на гору Кармил, чтобы
отвратить от идолопоклонства, говорит: доколе будете хромать
на обе стороны? Если Один есть Господь Бог, то следуйте Ему (3
Цар. 18, 21 и пр.). И ещё при всесожжении так говорит
к жрецам идолов: вы будете призывать во имя богов ваших,
а я буду призывать во имя Господа Бога моего, и Бог,
Который услышит сегодня, Тот есть Бог (3 Цар. 18, 24). Говоря
это пророк тем самым показывает, что почитаемые у них за богов
не суть боги. Но он обращает их к Богу, в Которого
он веровал и Который истинно есть Бог, и к 4. И я призываю Тебя, Господь — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Такова и Израиля, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Бог, Который по множеству милосердия Своего благоволил к нам, чтобы мы знали Тебя, Который сотворил небо и землю и владычествуешь над всем, Единый и Истинный Бог, кроме Которого нет другого Бога, через Господа нашего Иисуса Христа даруй и владычество Святого Духа; дай всякому читающему это сочинение познать Тебя, что Ты единый Бог, и утвердиться в Тебе и отстать от всякого еретического, безбожного и нечестивого учения. 5. И апостол Павел, говоря: вы служили тем, которые не были
боги, а теперь знаете Бога и даже знаемы Богом (Гал.
4, 8, 9), отделил тех, которые не были (боги) от Того, Кто
есть Бог. И ещё говоря об антихристе: он противится
и возвышается над всем, что называется Бог или что почитается (2
Сол. 2, 4), обозначает тех, которые от неведущих Бога называются
богами, [6] Это место об Иcaии признается вставкою переписчика. |
|