Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XIIУчение прочих Апостолов.1. Апостол Петр, по воскресении Господа и вознесении Его на небо,
желая восполнить число двенадцати апостолов и на место Иуды
принять другого, который бы избран был Богом, так сказал присутствовавшим: Мужи
братия! надлежало исполниться (слову) Писания, которое предрек Дух Святый
устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые взяли Иисуса,
ибо он был сопричислен к нам:
да будет двор его пуст и да не будет
живущего в нем; и достоинство его да приимет другой (Деян.
1, 16, 17, 20; Пс. 68, 26; 108, 8), и устрояет восполнение Апостолов
согласно с словами Давида. Когда потом Дух Святый сошел на учеников,
так что все пророчествовали и говорили языками, и некоторые
смеялись над ними, как над упившимися вином, то Петр сказал, что
они не пьяны, так как был третий час дня, но это есть то, что
сказано пророком: будет в последние дни, говорит Господь, излию
от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил.
2, 28). Итак Бог, чрез пророка обещав послать Духа Своего на род человеческий, 2. Ибо Петр сказал: Мужи Израильские! выслушайте слова мои [22] :
Иисуса Назаретского, Мужа засвидетельствованного среди вас от Бога силами,
чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас,
как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению
Божию преданного [23] , руками
беззаконных пригвоздив убили; но Бог воскресил Его, расторгнув
болезни ада [24] , потому
что Ему невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем:
видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы
я не поколебался, потому возрадовалось сердце мое и возвеселился
язык мой, даже и плоть моя упокоится в уповании. Ибо Ты не оставишь
души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Деян.
2, 3. Еще, когда Петр вместе с Иоанном увидел при дверях храма, называемых
прекрасными, человека хромого от рождения, который сидел и просил
милостыни, то сказал ему: серебра и золота нет у меня;
а что имею, то даю тебе во имя Иисуса Христа Назаретского:
встань и ходи. И тотчас укрепились его ступни и колена,
и стал ходить, и вошед с ними в храм, ходя, скача
и славя Бога (Деян. 3, 4. Поэтому, опять, когда собрались начальники священников, смело сказал
он: Начальники народа и старейшины Израильские! Если сегодня требуете
от нас ответа в благодеянии человеку немощному, чрез которое
он стал здоров, то да будет известно всем вам и всему
народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назаретского, Которого вы распяли,
Которого Бог воскресил из мертвых, Им стоит он пред вами
здоров. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся
главою угла [33]. И нет
другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало
нам спастись (Деян. 4, 5. Когда же смущенные и примером исцеления, ибо лет более
сорока, говорит Писание, было тому человеку, над которым сделалось
cиe чудо исцеления (Деян. 4, 22), и учением Апостолов и изложением
пророчеств, первосвященники отпустили Петра и Иоанна, то (последние)
возвратились к прочим соапостолам и ученикам Господа, т. е.
в церковь, и рассказали, что случилось и как смело они
действовали во имя Иисуса. Слыша же они вся
церковь единодушно возвысили голос к Богу и сказали:
Господи, Ты Бог, сотворивши небо и землю и море и все,
что в них, Который чрез Духа Святого устами отца нашего Давида,
раба Твоего, сказал: что возмутились язычники и народы замыслили
тщетное? Предстали цари земные и князи собрались вместе на Господа
и на Христа Его. Ибо, поистине, собрались в городе сем
на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий
Пилат с язычниками и народом Израильским. чтобы сделать то,
чему быть предопределила рука Твоя и воля Твоя (Деян. 4, 6. Но так как некоторые из них (еретиков) бесстыдно говорят, что Апостолы, проповедуя у иудеев, не могли им возвещать иного Бога, кроме того, в Кого они (иудеи) веровали, то я скажу им, что если Апостолы говорили сообразно с мнением, прежде укоренившимся в людях, то никто не узнал истины от них, а еще прежде от Самого Господа, ибо и Он, по словам их, говорил таким же образом. Значит и сами они не знают истины, но имея такое мнение о Боге они приняли учение, как могли его слышать. Согласно с таким рассуждением, ни у кого не будет правила истины, но все ученики будут вменять всем (учителям), чтобы как каждый из них думает и способен понимать, так с ним и было говорено. Но пришествие Господа окажется излишним и бесполезным, если Он пришел с тем, чтобы допустить и сохранить прежнее каждого мнение о Боге. Притом гораздо труднее было возвещать, что тот, кого иудеи видели человеком и пригвоздили ко кресту, есть Христос Сын Божий, вечный их Царь. А если было так, то (Апостолы) говорили им не сообразуясь с их прежним мнением. Те, которые говорили им в лицо, что они убийцы Господа, сами гораздо смелее возвещали бы Того Отца, Который выше Димиурга, а не сообразовались бы с тем, как кто думал (о Боге); и еще менее это было бы грешно, если они не пригвоздили ко кресту горнего Спасителя, к Которому они должны взойти, так как Он был непричастен страданию. Ибо как язычникам они говорили не по их прежним понятиям, но смело говорили, что их боги не боги, но идолы демонов, так и иудеям они возвещали бы, если бы знали другого большего и совершеннейшего Отца, не питая и не укрепляя их ложного мнения о Боге. И разрушая заблуждение язычников и отвращая их от богов их, они не вносили к ним другого заблуждения, но устраняя тех, которые не были боги, открывали Единого только Бога и Истинного Отца. 7. Из слов также Петра, которые он сказал в Кесарии сотнику
Корнилию и бывшим у него язычникам, коим первым возвещено было
Слово Божие, мы можем понять, что возвещали апостолы, какова была их проповедь,
и какое имели они понятие о Боге. Этот Корнилий был, говорится,
человек благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим,
творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он видел
около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал: милостыни
твои пришли на память пред Богом. Посему пошли к Симону, называемому
Петром (Деян. 10, 8. Еще: кого возвещал Филипп евнуху царицы Эфиопской, возвращавшемуся
из Иерусалима и читавшему пророка Исаию, когда он был с ним
один на один? Не Того ли, о Ком сказал пророк: как овца
веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его
безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Род же Его кто
изъяснить? ибо жизнь Его возьмется от земли (Деян. 8, 9. И сам Павел после того, как Господь говорил ему с неба
и показал, что он преследует своего Владыку, преследуя Его учеников,
и послал к нему Ананию, чтобы ему прозреть и креститься, проповедовал говорится в синагогах
в Дамаске со всяким дерзновением об Иисусе, что Он есть
Христос Сын Божий (Деян. 9, 20). Это есть таинство, которое, как он говорит,
было возвещено ему чрез откровение, именно, что пострадавши при Понтии
Пилате есть Господь всего, Царь, Бог и Судия, получивший власть от Бога
всего, потому что был послушен даже до смерти, и смерти крестной
(Флп. 2, 8). И так как это справедливо, то он, благовествуя
афинянам в Ареопаге, где за отсутствием иудеев свободно мог
проповедовать истинного Бога, сказал им: Бог, сотворивший мир и все,
что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных
храмах живет, и не объемлется [35] руками
человеческими, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему
жизнь, дыхание и все. Он от одной крови произвел весь род
человеческий для обитания по лицу всей земли, предопределив времена
сообразно с пределами обитания их [36],
дабы искали Божество, если каким-либо образом могут Его ощутить или найти,
хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем,
движемся и существуем, как некоторые и из ваших сказали:
мы Его и род. Итак, будучи род Божий, мы не должны
думать, что Божество, подобно золоту, или серебру, или камню, получившему
образ от искусства, или прихоти человека. Итак, оставляя времена
неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил
день, в который Он будет праведно судить мир посредством Мужа
Иисуса, в чем дал удостоверение, воскресив Его из мертвых (Деян.
17, 10. Далее, и Стефан, первый избранный Апостолами в диакона,
первый также из всех людей пошедший по следам мученичества Господа,
так как первый был убить за исповедание Христа, смело говорил народу
и учил говоря: Бог славы явился отцу нашему Аврааму и сказал
ему: выйди из земли твоей и из родства твоего, и пойди
в землю, которую покажу тебе; и переселил его в сию землю,
в которой вы и ныне живете, и не дал ему на ней
наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение
ему и семени его по нем. И сказал ему Бог, что семя его
будет странствовать в чужой земле и будет в порабощении
и притеснении лет четыреста; но Я, сказал Бог, произведу суд над
тем народом, у которого они будут в рабстве, и после того они
выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания;
и так он (Авраам) родил Исаака (Деян. 7, 11. И что все учение Апостолов возвещало Одного и Того же Бога, Который переселил Авраама, дал ему обетование наследства, положил в надлежащее время завет обрезания, вызвал его из Египта, явно сохранив его чрез обрезание, ибо Он дал его в знамение, чтобы они не были похожи на египтян, (и Его возвещало) как Творца всего, как Отца Господа нашего Иисуса Христа, как Бога славы; это желающие могут узнать из самых речей и деяний Апостолов и увидеть, что Он Один есть Бог и выше Его нет другого (Бога). Если бы был выше Его другой Бог, то мы чрез сравнение, на основании превосходства, сказали бы, что Этот выше того. Ибо превосходство открывается из дел, как я и прежде сказал [38]; и так как они (еретики) не могут указать ни одного дела своего Отца, то Тот Один оказывается Богом. Если же Кто, зараженный страстью к состязаниям (1 Тим. 6, 4), сказанное Апостолами о Боге, почитает за аллегорию, то пусть рассмотрит мои вышеприведенные слова, в которых я показал Единого Бога Творца и Создателя всего, и опроверг, и обличил их положения; и он найдет, что они согласны с учением Апостолов и утверждают то, чему сии учили и в чем были убеждены, что Один Бог Творец всего; и когда он отвергнет из своей мысли столь великое заблуждение и хуление против Бога, то сам у себя найдет основание и узнает, что закон Моисея и благодать Нового Завета, оба сообразные с временами, дарованы для пользы человеческого рода Одним и Тем же Богом. 12. Ибо все худомыслящие, на основании законодательства Моисеева думая, что оно несходно и противно учению Евангельскому, не постарались о том, чтобы исследовать причины различия того и другого Завета. Оставленные отеческою любовию и наполненные сатаною, обратившись к учению Симона волхва, они отступили в своих мыслях от Того, Кто есть Бог, и возомнили, что они нашли нечто большее, чем Апостолы, измыслив другого Бога, и будто Апостолы, все еще придерживаясь иудейских мнений, проповедовали Евангелие, а они искреннее и мудрее Апостолов. Поэтому, Маркион и его последователи обратились к усечению Писаний, некоторых из них совсем не признавая [39], а Евангелие Луки и Послания Павла сокращая и почитая то только подлинным, что они таким образом сократили. Но я, с помощью Божией, опровергну их в другом сочинении [40] на основании того, что еще удержалось у них. Все же прочие, надменные ложным именем «знания», хотя признают Писания, но извращают толкование их, как я показал в первой книге. И последователи Маркиона прямо хулят Творца, приписывая Ему созданы зла, но имеют более сносное учение относительно Его начала, признавая двух по природе различных богов, одного доброго, а другого злого; а валентиниане, хотя употребляют благовидные имена и называют Творца (Димиурга) и Отцом, и Господом, и Богом, но содержат более богохульное учение или секту, утверждая, что Он произведен не каким-либо из эонов, находящихся внутри Плиромы, но тем недостатком, который изгнан из Плиромы. В это все их вовлекло незнание Писаний и домостроительства Божия. В последующем рассуждении я приведу и причину различия Заветов и с другой стороны их единство и согласие. 13. Поелику же и Апостолы и их ученики учили так, как проповедует Церковь, и уча так были совершенны, потому что они и были призваны к совершенству, то Стефан, уча тому же, увидел, еще будучи на земле, славу Божию и Иисуса одесную Бога и сказал: Вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56). Он сказал это и был побит камнями и таким образом исполнил совершенное учение, во всем мученичестве своем подражая Учителю и молясь за тех, которые убивали его, словами: «Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7, 60). Так были совершенны те, которые знали Одного и Того же Бога, от начала до конца присущего роду человеческому посредством разнообразных распоряжений, как говорит пророк Ocия: Я исполнил видения и был указан руками пророков (Ос. 12, 10). Те, которые за Евангелие Христово предали души свои даже до смерти, каким образом они могли говорить людям сообразно с их укоренившимся мнением? Если бы они так поступали, то не страдали бы; но потому что они проповедовали противное людям, несогласным с истиною, они и пострадали. Итак, очевидно, что они не оставляли истину, но со всем дерзновением проповедовали иудеям и эллинам, иудеям, что распятый ими Иисус есть Сын Божий, Судия живых и мертвых, и что Он получил от Отца вечное Царство во Израиле, как я показал, а эллинам возвещали Единого Бога, все сотворившего, и Его Сына Иисуса Христа. 14. Это яснее видно из Послания Апостолов, которое они отправили
не к иудеям и не к эллинам, но к уверовавшим
во Христа из язычников. Ибо когда некоторые из иудеи пришли
в Антиохию, в которой также прежде всех ученики Господа по вере
во Христа стали называться христианами, и убеждали уверовавших
в Господа обрезываться и исполнять прочие постановления закона,
и Павел и Варнава по этому вопросу пришли в Иерусалим
к прочим апостолам и вся Церковь собралась вместе, то Петр
сказал им: Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней древних
избрал из вас [41], чтобы
из уст моих язычники услышали Слово Евангелия и уверовали; и сердцеведец
Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам,
и не положил никакого различия между нами и ими, очищая верою
сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, чтобы возложить на выю
учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы.
Но мы веруем, что благодатию Господа нашего Иисуса Христа можем
спастись, как и они (Деян. 15, 15. Они в этом случае не имели бы такого страха относительно
первого Завета, чтобы даже не хотеть есть вместе с язычниками.
Ибо и Петр, хотя был послан для наставления их и побужден к тому
видением, однако с великим страхом говорил к ним так: Вы знаете,
что иудею возбранено сообщаться или сходиться с иноплеменником, но мне
Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным
или нечистым; посему я пришел беспрекословно (Деян. 10, 28, 29), показывая
сими словами, что он не отправился бы к ним, если бы
не было ему повелено. Точно также он не дал бы им крещения
так легко, если бы не слышал, что они пророчествуют, так как
Дух Святый почил на них. И поэтому он сказал: кто может
запретить креститься водою тем, которые получили Духа Святого, как и мы (Деян.
10, 47)? внушая бывшим с ним и показывая, что если бы
Дух Святый не почил на них, то кто-нибудь мог бы возбранить
им крещение. И бывшие с Иаковом Апостолы дозволили язычникам
действовать свободно, предоставляя нас Духу Божию. Сами же, зная
того же Бога, держались прежних обычаев, так что и Петр, боясь
подвергнуться упреку от них, хотя прежде ел с язычниками ради
видения и Духа, на них почившего, однако отделился от них и не ел с
ними, когда некоторые люди пришли от Иакова; то же самое делал,
по словам Павла (Гал. 2, 12, 13), и Варнава. Таким образом,
Апостолы, коих Господь сделал свидетелями всей деятельности (Своей) и всего
учения, ибо повсюду вместе с Ним оказываются Петр, Иаков и Иоанн, благоговейно
поступали в отношении к распоряжению закона Моисеева, показывая,
что он произошел от одного и того же Бога. А сего
они не сделали бы, как я уже сказал, если бы они были
научены от Господа, что есть другой отец, кроме Того, Кто установил
закон. [22] Св. Златоуст в своем списке Деяний также читал: «слова мои, вместо: «слова сии». (Бесед. на Деян. VI). [23] Здесь не достает слова: αβοντες (взявши), как нет его ни в кодексе Александр., ни в переводах латинском и арабском. Грабе. [24] Чтение: «ада» вм. «смерти» встречается у Св. Поликарпа (в поcл. к Филипп. I), у Епифания (см. Апс. 34), в Вульгате и Сирском переводе. [25] Слов «воздвигнуть Христа во плоти» не находится здесь у Иринея, ни в кодексе Алекс.; ни в Вульгате и Сирском и Эфиопском переводах. Грабе. [26] В принятом тексте Нового Завета стоит: душа его. [27] Гарвей говорит, что в древних списках греческого текста было слово «дарование», как видно из цитаций у Дидина Алекс. (de Spir. S. III), Руфина, Руперта и Беды. [28] Прибавка слова «на суд» находится также в кодексе Безы. Грабе. [29] Это чтение вм. «отреклись» находится также в код. Безы. [30] Слово «зло» прибавлено также у Безы. Слова: «как и начальники ваши» опущены здесь. [31] Слово «от века» опущено, как и у Безы. [32] Слово: «Иисуса» опущено здесь, как и в Сирском пер. Гарвей. [33] Слова: «и нет ни в ком ином спасения» здесь опущены. [34] Так исправляет это место Грабе; а латинский переводчик вн. δειξια принял δοξη перевел gloria sua (славою). [35] В лат. переводе стоить tarctatur, и Гарвей объясняет чтение Иринея тем, что он иногда держался сирского текста. [36] Такое чтение: κατα οροθεσιαν могло образоваться из «και τας οροθεσιας»; оно находится и у Безы. [37] Ошибка вм. Ликаонии. [38] См. кн. II, Глава XXX, 2. [39] Так по свидетельству Тертуллиана (adu Marc. IV и V), Маркион не принимал Посланий Павла к Тимофею и Титу, Деяний апостольских и Откровения Иоанна. [40] Это сочинение иди не дошло до нас, или, что вероятнее, и не было написано Иринеем. [41] Так, по замечанию Грабе, читается вм. «из нас» и в александ. кодексе. [42] Вместо τουτω Ириней или его переводчик читал ουτος, как находится и в код. Безы. Грабе. [43] Слово «все» здесь опущено, как и в алекс. и других списках. Гарвей. [44] Здесь вместо множеств. «дела» употреблено «дело», потому что говорится только об обращении язычников. [45] Вместо «от оскверненного идолами». |
|