Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава  I.

Господь признавал Одного только Бога и Отца.

1. Когда несомненно и верно то, что никакой другой Бог или Господь не был возвещаем Духом, кроме владычествующего над всем Бога с Его Словом и тех, которые принимают Духа усыновления, т. е., веруют во единого и истинного Бога и Иисуса Христа Сына Божия; а также Апостолы никого другого сами не называли Богом ж не именовали Господом, а тем более Господь наш, Который и заповедал нам никого не исповедывать Отцом, кроме Того, Который на небесах, и есть Единый Бог и Единый Отец; то ясно оказываются ложными учения этих обманщиков и самых превратных софистов, которые говорят, что по природе есть Бог и Отец тот, кого они изобрели, Творец не есть по природе ни Бог ни Отец, а только называется так на словах, потому что господствует над творением: так говорят превратные грамматики, выдумывающие на Бога, и оставляя учение Христово и сами сочиняя ложь восстают против всего домостроительства Божия. Ибо они говорят, что их эоны называются и богами, и отцами, и господами, и сверх того небесами вместе с их Материю, которую называют также землею и Иерусалимом и многими другими прозваниями.

2. Кому же не ясно, что если бы Господь знал многих отцов и богов, то не заповедал бы Своим ученикам знать единого Бога и Его только называть Отцом? Он напротив различал тех, которые только на словах боги, от Того, Кто есть истинно Бог, чтобы они не заблуждались относительно Его учения и ни принимали одного за другого. Если же Он заповедал нам называть Единого Отца и Бога, а сам между тем по временам исповедует в том же смысле других отцов и богов, то Он окажется иное заповедующим ученикам и иное делающим. А это не свойственно доброму учителю, но обманщику и завистнику. И Апостолы, по их словам, оказываются преступниками заповеди, когда они Творца исповедуют, как я показал, Богом, Господом и Отцом, тогда как не Он один есть Бог и Отец. Иисус же у них будет виновником и учителем такого преступления, потому что заповедал называть Единого Отца, возлагая на них необходимость исповедывать Творца Своим Отцом, как уже показано.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»