Глава VIII.
Христос спас не только Авраама,
но и его потомков, исполняя, а не разрушая Закон
1. Суетен Маркион и его последователи, исключающие от наследия Авраама, которому Дух чрез многих и особенно чрез Павла дает свидетельство, что он «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3): и Господь (дает ему свидетельство), во-первых, воздвигая из камней чад ему и делая семя его как звезды небесные и говоря: «что придут с востока и запада, с севера и юга и воссядут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11), и потом говоря иудеем: «когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Небесном, а себя изгоняемыми вон» (Лк.18:28). Посему ясно, что отвергающие спасение его и выдумывающие другого Бога кроме Того, Еоторый дал обетование Аврааму, остаются вне царства Божия и чужды наследия нетления, потому что уничижают и хулят Бога, Еоторый чрез Христа Иисуса вводит Авраама в царство небесное и сеыя его, т. е. Церковь, на которую и переходит усыновление и обещанное Аврааму наследие.
2. Ибо Господь освобождал семя его, разрешая от уз и призывая ко спасению, как Он сделал относительно исцеленной Им женщины, ясно говоря тем, которые не имели веры подобно Аврааму: «лицемеры! не отвязывает ли каждый из вас в день субботний вола своего или осла, и не ведет ли напоить? Сию же дочь Авраамову. которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от сих уз в день субботний» (Лк.13:1516). Очевидно, что Он разрешил и оживил тех, которые, подобно Аврааму, веровали в Него, и ничего не сделал против Закона, когда исцелил в день субботний. Ибо Закон не запрещал людям исцеляться в день субботний, напротив, он даже обрезывал их в этот день и повелевал священникам совершать для народа службы, даже не запрещал врачевания бессловесных животных. И при Силоамской купальне и часто (в других случаях) Он исцелял в день субботний, поэтому многие и прибегали к Нему в день субботний. Закон же повелевал ям воздерживаться от всякого рабского дела, т. е. от любви к стяжанию, поддерживаемой торговлею и прочими земными делами, но внушал заниматься делами души, состоящими в размышлении и благих речах и вспомоществовании ближним. И поэтому Господь обличал тех, которые несправедливо упрекали Его за исцеления в день субботний. Ибо Он не разрушал, но исполнял Закон, совершая дела Первосвященника, умилостивляя Бога за людей и очищая прокаженных, исцеляя больных и Сам приняв смерть, дабы подвергшийся изгнанию человек вышел из осуждения и безбоязненно возвратился в свое наследие.
3. И еще, Закон не запрещал в день субботний голодным принимать
пищу из того, что есть под руками, но запрещал жать и собирать
в житницу. И потому Гослодь тем, которые упрекали учеников Его за то,
что срывали и. ели колосья, сказал: «разве вы не читали, что
сделал Давид, когда взалкал, как он вошел в дом Божий и ел хлебы
предложения и дал бывшим с ним, а их никому не должно
было есть, кроме одних священников» (Лк.6:34)? оправдывая
учеников словами Закона и показывая, что священникам можно действовать
свободно. Давид же был назначен у Бога священником, хотя и гнал
его Саул. Ибо все праведники имеют священнический чин. И все Апостолы
Господни суть священники, которые не владеют здесь ни полями, ни домами,
но всегда служат алтарю и Богу. О таких и Моисей говорит
во Второзаконии при благословении Левия: «кто говорит отцу своему
и матери своей: не знаю тебя, и не признает своих братьев,
и отказался от своих сыновей; тот соблюдал Твои заповеди и сохранил
завет Твой» (Втор.33:9). А кто оставили отца и мать и отказались
от всех близких своих ради Слова Божия и завета Его, как не ученики
Господни? О таковых опять Моисей говорит: «наследства не будет
им; ибо Сам Господь их наследство» (Чис.18:20). И еще: «священники
левиты не будут иметь части во всем колене Левиином, ни наследия
с Израилем; их наследие приношения Господа, их они
будут есть» (Втор.18:1). Посему и Павел говорит: «не ищу
даяния, но ищу плода» (Флп.4:17). Ученики Господа, говорит
он, имеющие левитское значение, могут в случае алчбы питаться
семенами. Ибо «трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). И священники
в храме нарушали субботу, но не были виновны. Почему же
не были виновны? Потому что, находясь в храме, они совершали не мирския,
но Господни службы, исполняя Закон, а не преступая Закон, как
это сделал принесший сам по себе сухия дрова в стан Божий и справедливо
был побит камнями (Чис.15:32). «Ибо всякое дерево, не приносящее
доброго плода, будет срублено и брошено в огонь» (Мф.3:10);
и «кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор.3:17).
|