Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава IX.Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового завета1. Итак все Одной и Той же Сущности, т. е. от Одного и Того же Бога, как и Господь говорит ученикам: «поэтому всякий книжник, наученный
Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит от сокровищницы своей
новое и старое» (Мф.13:52). Он не учил, что один выносящий старое. а другой
новое, но что это один и тот же. Ибо Господь есть хозяин, управляющий
всем домом Отца: Он рабам и еще не обученным дает соответственный закон,
а свободным и оправданным верою дает сообразные заповеди и сынам открывает
Свое наследство. А книжниками и учителями Царства Небесного Он назвал
Своих учеников, о которых и в другом месте говорит иудеем: «вот Я посылаю
к вам мудрых и книжников и учителей, и вы иных из них убьете, а иных будете
гнать из города в город» (Мф.23:34). Под старым же и новым, выносимым
из сокровищницы, Он без сомнения разумеет два завета: ветхий это прежде
бывшее законодательство, а новый представляет образ жизни по Евангелию,
о котором Давид говорит: «воспойте Господу песнь новую» (Пс.95:1); и Исаия:
«воспойте Господу песнь новую. Господство Его и имя Его прославляются
от концов земли; Его силы на островах возвещают» (Ис.62: 2. Он сказал: «здесь Тот, Кто больше храма» (Мф.12:6). Слова «больше» и «меньше» употребляются не о вещах, которые не имеют никакого общения между собою, противоположны по природе и противоборствуют друг против друга, но о тех, которые имеют одинаковую сущность и находятся во взаимном общении и различествуют только числом и величиною; так вода от воды, свет от света и благодать от благодати. Посему, закон данный в свободу, больше закона, данного в рабство; и потому распространен не на один (только) народ, но на здесь мир. Единый и Тот же Господь, Который больше храма, и больше чем Соломон и больше чем иона, дарует людям, т. е. Свое присутствие и воскресение из мертвых, но не изменяет Бога и не проповедует другого Отца, но Того же Самого, Который всегда может уделить больше для Своих домашних и с возрастанием их любви к Богу сообщает больше и более великие дары, как и Господь говорил ученикам: «вы увидите больше, чем это» (Ин.1:50). И Павел говорит: «не то, чтобы Я уже достиг или был оправдан или уже совершен; ибо отчасти знаем и отчасти пророчествуем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится»[7]. Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть, ибо «блаженны чистые сердцем, потому что узрят Бога» (Мф.5:8), и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Еотораго любим, как говорит Исаия: «и скажут в тот день: вот Господь Бог наш, на Которого мы надеелись, и возрадовались о нашем спасении» (Ис.25:9), и как Петр говорит в своем послании: «Которого не видев, любите и Которого доселе не видя, но, веруя, радуетесь радостью неизреченною» (1 Петр.1:8), и получим не иного Духа Святого, а Того, Который с нами и Который вопиет: «Авва Отче» (Рим.8:15); и мы будем иметь приращение в том же самом (в чем ныне) и достигнем того, что уже не чрез тусклое стекло и загадки, но лицом к лицу будем наслаждаться дарами Божиими: так и ныне, получая больше, чем храм, и больше, чем Соломон, т. е. пришествие Сына Божия, мы узнали не другого Бога, кроме Творца и Создателя всего, изначала открытого нам, и не иного Христа Сына Божия, кроме Того. Который возвещен пророками. 3. Так как пророки знали Новый Завет и возвещали его, то и Он, Который
имел устроить его согласно с волею Отца, был возвещаем и открываем людям,
как было угодно Богу, дабы они, веруя в Него, всегда могли преуспевать
и посредством (последовательных) Заветов постепенно достигать совершенного
спасения. Ибо одно спасение и один Бог; а много заповедей, образующих
человека, и не мало ступеней, приводящих его к Богу. Земному и временному
царю, хотя он и человек, можно давать своим подданным по временам большия
преимущества; а Богу, Который всегда Тот же и желает даровать роду человеческому
все большую благодать, ужели не позволительно постоянно чествовать большими
дарами тех, кто угодны Ему? Если же в том состоит преуспеение, чтобы изобретать
другого Отца, кроме Того, Который изначала был возвещен, и потом сверх
того, Которого придумали на втором месте, изобретать еще третьего, тогда
будет следовать переход от третьего к четвертому и от этого опять к другому
и так далее, и таким образом такой ум, думая все двигаться вперед, никогда
не остановится на едином Боге. Оттолкнувшись от Того, Который есть, и
возвращаясь назад, он все будет искать, но никогда не найдет Бога, и всегда
будет плавать в глубине непостижимости, если не обратится посредством
покаяния и не возвратится туда, откуда низвергся, веруя и исповедуя Единого
Бога Отца, Творца возвещенного законом и пророками, засвидетельствованного
Христом, как Сам Он говорит к обвинявшим Его учеников за несоблюдение
предания старцев: «зачем вы преступаете заповедь Господа ради предания
вашего? Ибо Бог сказал: почитай отца и мать, и злословящий отца или мать
смертью да умрет» (Мф.15: [7] Эти слова приведены на память из Флп.3:12 и 1 Кор.4:4; 13:9-10. |
|