Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава  X.

Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании

1. Посему и Иоанн справедливо приводит слова Господа к иудеем: «испытайте Писания, в которых вы думаете иметь вечную жизнь: они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5:39—40).

Каким же образом они могли свидетельствовать о Нем, если бы они не были от Одного и Того же Отца, не предваряли о пришествии Сына Его и не предвозвещали спасение чрез Него? «Ибо, если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46): именно Сын Божий повсюду рассеен в его Писаниях, то как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу, то с Ноем, давая ему измерения (ковчега), то как ищущий Адама, то наводящий суд на содомлян, то как являющийся и показывающий Иакову путь, то говорит с Моисеем из купины. Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия. Он знал и день страдания Его и образно предсказал Его под именем пасхи, и в этот самый праздник, за столько времени предуказанный Моисеем, Господь пострадал, совершая пасху. И не только день указал (Моисей), но и место и предел времени и знамение заката солнечного, говоря: «не можешь заклать пасхального агнца ни в каком другом из твоих городов, которые дает тебе Господь Бог, кроме места, которое Господь Бог твой изберет для призывания имени Своего, ты должен заклать агнца вечером на закате солнца» (Втор.16:5—6).

2. Он также открыл Его пришествие, говоря: «не оскудеет князь во Иуде, ни вождь от чресл его, пока не придет Тот, Кому это отложено, и Он есть чаяние народов; Он привяжет жеребенка Своего к виноградному дереву и юнца Своей ослицы к виноградной лозе. В вине омоет Свою одежду и в крови винограда Свою рубашку, Его глаза веселы от вина и зубы белы, как молоко» (Быт.49:10—12). Пусть же те, которые по словам их, все исследуют, определят время, в которое оскудел князь и вождь во иуде, и кто чаяние народов, и кто виноград, кто жеребенок Его, что Его одежда, глаза, зубы, вино и каждое из приведенных слов, — и найдут, что здесь возвещен не другой, как Господь наш Иисус Христос. Посему Моисей, упрекая народ в неблагодарности, говорить: «народ грубый и неразумный, это ли вы воздаете Господу» (Втор.32:6)? Далее он дает разуметь, что Слово, изначала сотворившее их и создавшее, и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе, и что не уверуют в Него. Ибо говорит: «будет жизнь твоя висеть пред глазами твоими и не будешь веровать твоей жизни» (Втор.28:66). И еще: «не Сей ли Самый Отец твой стяжал тебя, и создал тебя и сотворил тебя» (Втор.32:6)?


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»