Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XIII.Христос не отменил естественных заповедей Закона, но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и с сыновнею преданностью служил Богу1. И что Господь естественные (заповеди) Закона, которыми человек оправдывается и которые до законодательства соблюдали оправдавшиеся верою и угодившие Богу, не разрушил, но распространил и восполнил, это открывается из Его слов. «Сказано древним, говорит Он, не прелюбодействуй; а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». И еще: «сказано: не убивай; а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». И сказано: «не преступай клятвы; а Я говорю вам: не клянитесь вовсе, но да будет у вас слово: да, да; нет, нет» (Мф.5: 2. Ибо Закон, будучи дан для рабов, обучал душу посредством внешнего телесного, как бы узами привлекая ее к повиновению заповедям, дабы человек научился служить Богу. Слово же освободило душу и научило чрез нее очищать и тело. После сего необходимо должны были разрушиться узы рабства, к коим человек уже привык, и он должен без уз следовать за Богом, определения же свободы расшириться и покорность Царю увеличиться, чтобы обращающийся не являлся недостойным своего Избавителя; послушание и любовь к домохозяину должны быть одни и те же у рабов и свободных, но свободные должны иметь большую уверенность, потому что действие свободы больше и славнее, чем повиновение в рабстве. 3. Поэтомуто Госдодь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным, и любить не только ближних, но и врагов, и не только быть щедрыми даятелями, но дарами отдавать тем, которые отнимают наше. «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, говорит Он, отдай и рубашку, и от взявшего твое не требуй назад; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6: 4. Итак, все естественные заповеди общи нам и им (иудеем); у них получили они начало и происхождение, а у нас приращение и восполнение. Ибо повиноваться Богу, следовать Его Слову и больше всего любить Его и ближнего, как самого себя, а человек (другому) человеку есть ближний, и воздерживаться от всякого злого дела и прочее подобное обще обоим (Заветам), и это показывает Одного и Того же Бога. Сейто Господь наш Слово сперва привлек рабов к Богу, а потом освободил покорившихся Ему, как Он говорит ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает что делает господин его; но я назвал вас друзьями, потому что открыл вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Словами: «Я уже не называю вас рабами» Он весьма ясно показал, что Он сперва установил в людях посредством Закона рабство в отношении к Богу, а потом даровал им свободу. А словами: «раб не знает, что делает господин его» Он выражает неведение рабского народа о Его пришествии. А называя учеников Своих друзьями, Он сим ясно показывает, что Он есть то Слово Божие, которому и Авраам добровольно и без уз, по благородству своей веры, следовал и сделался «другом Божиим» (Иак.2:23). Но Слово Божие приняло дружбу Авраама не по нужде Своей, будучи изначала совершенно, ибо «прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58). сказал Он; но чтобы по Своей благости даровать самому Аврааму вечную жизнь, потому что дружба Божия дарует бессмертие тем, которые в нее вступают. |
|