Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава XIV.

Бог подчинил человека Закону для блага самого человека

1. Вначале Бог создал Адама не потому, чтобы Он нуждался в человеке, но чтобы иметь на кого бы изливать Свои благодеения. Ибо не только прежде Адама но и прежде всего творения прославляло Отца Своего Слово, в Нем пребывающее, и Само прославлялось от Отца, как Он говорит: «Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5). И не по нужде в нашем служении Он повелел следовать Ему, но чтобы даровать нам спасение. Ибо следовать Спасителю значит участвовать в спасении, и следовать свету значит принимать свет. А кто во свете, те не освещают сами света, но им освещаются и осеиваются: сами они ничего не доставляют ему, но получая благодеение освещаются светом. Так и служение Богу ничего не доставляет Богу, и Богу не нужно человеческое послушание, но Он следующим и служащим Его дарует жизнь и нетление и вечную славу, оказывая благодеение служащим Ему за то, что служат, и следующим за то, что следуют, а не от них получает благодеение, ибо Он богат, совершен и ни в чем не нуждается. Посему Бог требует от людей служения, чтобы Он как благий и милосердый мог благодетельствовать пребывающим в служении Ему. Ибо насколько Бог ни в чем не нуждается, настолько человек нуждается в общении с Богом. В том и слава человека, чтобы пребывать в служении Богу. Поэтому и сказал Господь ученикам Своим: «не вы Меня избрали, но Я избрал вас» (Ин.15:16), сим показывая, что не они, следуя Ему, прославляли Его, но сами тем, что следовали Сыну Божию, прославлялись от Него. И еще (сказал Он): «хочу, чтобы там, где Я, и они, были да видят славу Мою» (Ин.17:24), не тщеславясь сим, но желая славу Свою сообщить и ученикам Своим, о которых Исаия говорит: «с востока привлеку семя Твое и с запада соберу Тебя; и северу скажу. отдай, и югу: не удерживай; приведи сынов Моих издалека и дочерей Моих от концев земли, всех, сколько ни названы именем Моим. Ибо в Славе Моей Я првготовил, образовал и создал его» (Ис.43:5—7). Так как «где труп, там собираются и орлы» (Мф.24:28), то мы участвуем в славе Господа, Который и создал и приготовил нас для того, чтобы мы были с Ним и участвовали в славе Его.

2. Так и вначале Бог создал человека по Своей благости, избрал патриархов ради их спасения и приготовил народ, чтобы неученого научить следовать Богу, пророков же поставил на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом. Он сам ни в ком не нуждается, но нуждающимся в Нем дает общение Свое: угодившим Ему устраивает, как архитектор, дело спасения, не видевшим в Египте дает от Себя вождя, странствующим в пустыне дает самый годный Закон, вступившим в добрую землю доставляет достойное наследие, и для обращающихся к Отцу заклает тельца упитанного и дарить им первую одежду, и разнообразными способами устраивает человеческий род в согласие спасения. И посему Иоанн говорит в Откровении. «И голос Его как шум вод многих» (Отк.1:15). Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат и велик. И Слово проходя по ним всем независтно доставляло пользу повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный Закон.

3. Так Он предписал народу (иудейскому) создание скинии и устроение храма, и избрание левитов, жертвы и приношения и уставы и все прочее служение Закона. Сам Он ни в чем этом не нуждается, ибо всегда преисполнен всех благ, имее в Себе всякую вонь сладости и все курения благоухающие прежде чем был Моисей; но Он обучал народ склонный возвратиться к идолам, разнообразными средствами призывания настраивая его быть постоянным и служить Богу, и посредством второстепенного призывая к первостепенному, т. е. посредством образов к истине, посредством временного к вечному, посредством плотского к духовному, посредством земного к небесному, как и сказано Моисею: «ты все должен сделать по образцу того, что видел на горе» (Исх.25:40). Он (Моисей) в продолжение сорока дней изучал слова Божии, небесные начертания, духовные образы и преобразования будущего, как и Павел говорит: «они пили из последующего камня, камень же был Христос» (1 Кор.10:4). Потом, по приведении сказанного в Законе, он прибавил: «все сие происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10:11). Ибо посредством образов они научались бояться Бога и пребывать в повиновении Ему.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»