Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава XVII.

Бог установил левитское служение не для Себя
и не потому, чтобы нуждался в нем

1. Кроме того, пророки вполне показывают, что Бог заповедал некоторые установления в Законе не потому, чтобы нуждался в их рабском служении, но ради них самих. И Господь ясно учил, как я уже показал, что Бог не нуждается в их приношении, но (заповедал это) ради самого приносящего человека. Ибо когда увидел, что они небрегут о справедливости и чужды любви к Богу и думают, что Бог умилостивляется жертвоприношениями и прочими прообразовательными установлениями, то Самуил так говорил им: «Бог не желает всесожжений и жертв, но хочет, чтобы слушались Его голоса. Вот послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар.15:22). Давид также говорит: «жертвы и приношения Ты не хотел; но уши Ты открыл мне; и всесожжений за грех Ты не требовал»[10], — научая их, что Бог хочет больше повиновения, которое спасает их. чем жертв и всесожжений, которые нисколько не помогают им к праведности, и вместе предвозвещая о Новом Завете. Но еще яснее он говорит об этом в 50‑м псалме: «ибо если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы: всесожжениями Ты не будешь услаждаться. Жертва Богу — дух сокрушенный: сердце сокрушенное, и смиренное Господь не презрит» (Пс.50:18—19). А что Бог ни в чем не нуждается, он говорит в предшествующем псалме: «не приму от дому твоего тельцов, и от стад твоих козлов, ибо Мои все звери земные, скоты и волы на горах; Я знаю всех птиц небесных и красота полевая у Меня. Если я взалчу, не скажу тебе: ибо Моя земля и полнота ее. Ужели Я стану есть мяса волов или пить кровь козлов» (Пс.49:9—13). Потом, чтобы не подумали, что Он отвергает это в Своем гневе, продолжает советуя: «принеси Богу жертву хвалы и воздай Всевышнему твои обеты; и призывай Меня в день скорби твоей, и Я избавлю тебя и прославишь Меня» (Пс.49:14—15), — отвергая то, чем грешники думали умилостивить Бога, и показывая, что Он ни в чем не нуждается, но внушая и указывая то, чем человек оправдывается и приближается к Богу. То же самое говорить и Исаия: «к чему Мне множество жертв ваших? Говорить Господь. Я полон» (Ис.1:11). И отвергши всесожжения, жертвы и приношения и кроме того новомесячия, субботы и праздники и все прочие за ними следующие обряды, он увещевает их к спасительным (делам): «омойтесь, будьте чисты, удалите неправду из сердец ваших пред очами Моими; отстаньте от злых дел ваших, научитесь делать добро, стремитесь к (правому) суду, избавьте терпящего обиду, дайте суд сироте, вступитесь за вдову, и приходите и разсудимся, говорит Господь» (Ис.1:16—18).

2. Ибо Он не как человек разгневанный отвергнул их жертвоприношения, как многие осмеливаются утверждать, но из сострадания к их слепоте и из желания научить истинной жертве, принося которую они умилостивят Бога, чтобы получить от Него жизнь; как Он где-то говорит: «жертва Богу сердце сокрушенное; и благоухание угодное Богу — сердце славящее Создателя»[11]. Ибо, если бы Он во гневе Своем отвергал эти жертвы их, так как будто они были недостойны Его милосердия, то Он не внушал бы тем же самым людям того, чем могут спастись. Но поелику Бог милосерд, то не лишил их благого совета. Ибо, сказав чрез Иеремию: «что вы приносите Мне ладан из Савы и киннамон из дальней страны? Всесожжения и жертвы ваши неприятны Мне», Он присовокупил: «слушай слово Господне весь Иуда. Вот что говорит Господь Бог Израилев: исправьте ваши пути и ваши желания, и Я поселю вас на этом месте. Не полагайтесь на обманчивые речи, — потому что они нисколько не помогут вам, — говоря: здесь храм Господа, храм Господа» (Иер.6:20; 7:2—3).

3. И еще, показывая, что Он не для того извел их из Египта, чтобы приносили Ему жертвы, но чтобы забыли идолопоклонство Египетское и могли слушаться голоса Господня, бывшего им спасением и славою, Он так чрез того же Иеремию говорит: «вот что говорит Господь: соберите всесожжения ваши и жертвоприношения ваши и ешьте мяса. Ибо Я не говорил отцам вашим и не заповедал о всесожжениях и жертвоприношениях в тот день, когда извел их из Египта, но вот какое слово заповедал им, говоря: слушаетесь голоса Моего, и буду Богом вашим и вы будете Мой народ, и ходите во всех путях Моих, которые вам заповедаю, дабы вам было хорошо. Но они не послушались и не вняли, а стали ходить в помыслах злого сердца своего, и пошли назад, а не вперед» (Иер.7:21—25). И еще чрез того же (пророка), говоря: «пусть хвалящийся хвалится тем, что разумеет и знает, что Я Господь, творящий милосердие, правду и суд на земле», присовокупляет: «ибо на этом Мое благоволение, говорит Господь» (Иер.9:24), а не на жертвах, ни всесожжениях, ни приношениях. Ибо народ получил это не первоначально, а впоследствии и по причине, выше указанной, как опять Исаия говорит: «не (было) для Меня овец всесожжения твоего и ты не прославил Меня жертвами твоими; ты не служил Мне твоими жертвами и не утрудился в курении ладана; ты не покупал Мне на серебро фимиама, и Я не желал тука твоих жертв, но ты предстал пред Меня во грехах твоих и неправдах твоих» (Ис.43:23—24). «И на кого воззрю, — говорит, — только на смиренного и молчаливого и трепещущего слов Моих» (Ис.46:2). «Ибо туки и жирное мясо не отнимут от тебя неправд твоих» (Иер.11:15). «Не такой пост угоден Мне, говорит Господь. Разреши всякий союз неправедный, разрушь связи насильных договоров, отпусти удрученных на покой и раздери всякое неправильное писание. Раздробляй алчущему хлеб твой от души, и странника без крова введи в дом твой: если увидишь нагого, покрой его, и не презирай слуг твоего семени. Тогда взойдет твой утренний свет и исцеления твои скоро воссияют и правда твоя будет идти пред тобою и слава Господня будет окружать тебя: и когда еще ты говоришь, Я скажу: вот Я» (Ис.58:69). И Захария, один из двенадцати пророков, возвещая им волю Божию, говорит: «вот что говорить Господь всемогущий: судите праведно и каждый пусть оказывает брату своему благость и милосердие. Не угнетайте вдовы, сироты, пришельца и бедного, и каждый да не помнит в сердце своем зла брата своего» (Зах.7:9—10).

И еще: «вот слова, которые вы должны исполнять. Говорите истину каждый ближнему своему и мирно судите в воротах ваших, и каждый да не помышляет в сердце своем о зле брата своего, и не любите ложной клятвы, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь всемогущий» (Зах.8:16—17). Подобно и Давид говорит: «какой человек хочет жизни и желает видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои, чтобы не говорили лукавое. Уклонись от зла и сделай доброе; ищи мира и гонись за ним» (Пс.33:13—15).

4. Из всего этого ясно, что Бог требовал от них не жертвоприношений и всесожжений, но веры, послушания в: праведности ради их спасения. Так Бог, преподавая им свою волю у пророка Осии, говорит: «Я хочу более милосердия, чем жертвы, и познания Бога более, чем всесожжения» (Ос.6:6). И Господь наш тоже внушал им, говоря: «если бы вы знали, что значит: милосердия хочу, а не жертвы, то никогда не осудили бы невинных» (Мф.12:7). Таким образом Он дает свидетельство пророкам, что они проповедовали истину, а их обличал в том, что они неразумны по своей вине.

5. Еще. давая наставление Своим ученикам приносить Богу начатки сотворенного Им, не потому, чтобы Он нуждался, но чтобы сами они не были бесплодны и неблагодарны, взял из сотворенного хлеб и благодарил и сказал: «это есть тело Мое» (Мф.26:27). Подобно и чашу из окружающего нас творения Он исповедал Своею кровью и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь, приняв от Апостолов, во всем мире приносит Богу, дающему нам пищу, начатки Его даров в Новом Завете. Об этом один из 12 пророков Малахия так предсказал: «нет у Меня благоволения к вам, говорит Господь всемогущий, и не приму жертвы от рук ваших. Ибо от востока солнца до запада имя Мое прославляется между народами, и во всяком месте фимиам и чистая жертва приносится имени Моему, потому что имя Мое велико между народами, говорит Господь всемогущий» (Мал.1:10—11), чрез это весьма ясно показывая, что прежний народ (иудейский) перестанет делать приношения Богу, но во всяком месте будет приноситься Ему жертва и притом чистая, и Его имя прославляется между народами.

6. Какое же другое имя прославляется между народами, кроме имени Господа нашего, чрез Которого прославляется Отец и прославляется человек? Поелику это есть (имя) Его собственного Сына, Который от Него сделался человеком, то Он называет его Своим. Как царь, если сам напишет изображение своего сына, справедливо называет это изображение своим в двояком отношении, и потому, что оно есть изображение его сына, и потому, что сам написал его: так и имя Иисуса Христа[12], по всему миру славимое в Церкви, Отец называет Своим и потому, что оно есть (имя) Его Сына, и потому, что Сам написал его и дал для спасения человеков. Итак, поелику имя Сына свойственно Отцу и во всемогущем Боге Церковь чрез Иисуса Христа делает приношение, то Он хорошо в обоих отношениях говорит: «и во всяком месте будет приноситься имени Моему фимиам и жертва чистая». Фимиам же Иоанн в Откровении называет «молитвы святых» (Отк.5:8).
_______________________

[10] Пс.39:7. В латинском переводе читается: “aures autum perficisti mihi”; чтение несогласное ни с еврейским текстом, ни с переводом 70, по которому это место приводится в Евр.10:9. Гарвей догадывается, что в тексте латинского перевода было оказано “perforasti”, что совпадает с нынешним еврейским текстом.

[11] Сего изречения нет в Св. Писании; но часть его (вторая) приводится у Климента Александрийского (Paed. III, 12). Массюет полагает, что Ириней и Климент за ним заимствовали его из Сир.39:14. Гарвей догадывается, что оно взято из апокрифического Евангелия Египтян.

[12] Гарвей здесь видит намек на имя Иисуса (Иегова, Иошуа. Иегова спасение).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»