Глава XXVI.
Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос,
и одна Церковь правильно разумеет Писание
1. Если кто станет внимательно читать Писания, то найдет в них речь
о Христе и предизображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище,
скрытое на селе, т. е. в мире, ибо «село есть мир» (Мф.13:38),
а сокровище, скрытое в писаниях, есть Христос, Который изображался посредством
образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно
было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа[24]. И, поэтому, было сказано пророку Даниилу: «загради
слова и запечатай книгу до времени скончания, доколе многие научатся,
и восполнится познание. Ибо в то время, когда совершится разсеяние, они
узнают все это» (Дан.12:4,7). И Иеремия говорит: «в последние дни уразумеют
это» (Иер.23:20). Ибо всякое пророчество, прежде чем сбудется, полно для
людей загадок и двусмысленности. Когда же придет время, и сбудется то,
что предсказано, тогда пророчества имеют ясное и определенное истолкование.
И, поэтому, когда читается иудеем закон в настоящее время, он подобен
басне, ибо у них нет объяснения всего, относящегося до пришествия Сына
Божия, как человека; а когда читается христианами, он есть сокровище,
скрытое на селе, но открытое и изъясненное крестом Христовым, которое
обогащает разум человеческий и показывает премудрость Божию, объявляет
Его распоряжения относительно человека, предизображает Царство Христово,
предблаговествует наследие Святого Иерусалима и предвозвещает, что человек,
любящий Бога, достигнет того, что будет видеть Бога и слышать Его речь
и от слышания ее столь прославляться, что прочие не могут смотреть на
лице Его славы, как сказано Даниилом: «разумеющие воссияют, как свет тверди,
и многие праведные будут подобны звездам во веки и веки» (Дан.12:3). Таким
образом, как я показал, если кто будет читать Писания, ибо Господь по
воскресении Своем из мертвых, так внушал ученикам, показывая из самых
Писаний, что «Христу надлежало пострадать и войти в славу Свою и проповедану
быть во имя Его отпущению грехов во всем мире» (Лк.24:26), то будет
совершенный ученик и подобен тому домохозяину, который выносит из своей
сокровищницы новое и старое.
2. Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые,
как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства
по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые
уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются,
иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников,
гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти
и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию
чуждый огонь, т. е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем,
подобно Надаву и Авиуду (Лев.10:12). Восстающие же против истины и других
возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землею.
как приверженцы Корея, Дафана и Авирона (Чис.16:33). Но разсекающие и
разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам
(3 Цар.14:10 и сл.).
3. А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим
удовольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут
себя с презрением к прочим и гордятся своим председательством, и делают
в тайне злое, говоря: «никто нас не видит» (Дан.13:20), будут обличены
Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лице, а на сердце,
и услышат слова пророка Даниила: «семя Ханааново, а не иудино, красота
обольстила тебя, похоть развратила твое сердцеСостарившийся в злых днях,
теперь пришли грехи твои, которые ты делал прежде, ибо ты судил неправедно,
невинных осуждал, а виновных отпускал, тогда как Господь говорит: не убивай
невинного и праведного» (Дан.13:56,5253; Исх.23:7). О таковых и Господь
сказал: «если же злой раб скажет в сердце своем: не скоро придет господин
мой; и начнет бить товарищей своих и служанок, есть и пить и пьянствовать,
то придет господин раба того в день, в который не ожидает, и в час, в
который не думает, и разделит его и назначит ему часть с неверными» (Мф.24:4851;
Лк.12:45).
4. От всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые,
как я выше сказал, и хранят учение Апостолов и вместе с чином пресвитерства
ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению
прочих. Так Моисей, которому вверено было столь великое водительство,
опираясь на добрую совесть, оправдывался пред Богом, говоря: «Я не взял
чего-либо у них по жадности, и никому из них не сделал худого» (Чис.16:15).
И Самуил, бывший судиею народа столько лет и без всякого превозношения
управлявший Израилем, под конец оправдывался, говоря: «я жил в виду вашем
от детства моего доныне; отвечайте мне пред Богом и пред помазанником
Его, у кого из вас я взял тельца или осла, или над кем оказал насилие,
или кого притеснил, или из чьей руки получил я мзду, скажите против меня,
и я возвращу вам» (1 Цар.12:3 и сл.). Когда же народ сказал
ему: «ты не оказал насилия, ни притеснил нас, ни получил что-либо из чьих-нибудь
рук», он призвал Господа во свидетельство, говоря: «свидетель Господь
и свидетель Его помазанник в сей день, что вы не нашли в моей руке ничего
и сказали ему: Он свидетель». Так и Апостол Павел, имея добрую совесть,
говорил коринфянам: «ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но
искренно, как от Бога, пред Богом говорим во Христе» (2 Кор.2:4).
«Мы никого не обидели, никого не испортили, ни от кого не искали корысти»
(2 Кор.7:2).
5. Таковых пресвитеров питает Церковь; о них и пророк говорить:
«и дам Я правителей твоих в мире и епископов твоих в правде» (Ис.60:17).
О них и Господь сказал: «кто же будет верный слуга добрый и благоразумный,
Которого господин поставил над своими домочадцами, чтобы давать им пищу
во время? Блажен тот слуга, Которого господин, пришедши, найдет поступающим
так» (Мф.24:4546). Павел, уча нас, где таковых найти, говорит: «Бог (иных)
поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих,
учителями» (1 Кор.12:28). Итак, где находятся дарования Господни,
там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от
Апостолов, здравую и безукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное
учение. Ибо они сохраняют нашу веру в Единого Бога, все сотворившего,
и причащают любовь к Сыну Божию, ради нас исполнившему столь великие распоряжения,
и безопасно излагают нам Писания, не хуля Бога, не бесчестя патриархов,
не уничижая пророков.
__________________________
[24] Это место в лат. тексте
неисправно. |