Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава IV.

Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь

1. Обольщают самих себя те, которые сверх Творца мира выдумывают другого Отца и называют Его благим; ибо они представляют Его бессильным, бесполезным и небрежным, чтоб не сказать — злым и завистливым, в том отношении, что тела наши, по мнению их, не оживляются Им. Ибо, когда они говорят о вещах всем известных, каковы дух, душа и прочее такое, что они остаются бессмертными потому что оживляются Отцом, а о другом, что не иначе оживляется, как Богом, дарующим жизнь, (говорят), что оно мешает жизни, то это показывает их Отца или слабым и бессильным или злым и завистливым. Когда Творец и здесь оживляет наши смертные тела и, как я показал, чрез пророков обещает им воскресение, то кто оказывается могущественнее, сильнее и истинно благим — Творец ли (Димиурт), оживляющий всего человека или их ложно называемый Отец, Который представляется оживляющим то, что по природе бессмертно и по природе своей имеет жизнь, а того, что нуждается в Его помощи, чтобы жить, не оживляет благостно, но беспечно предоставляет смерти? Ужели Отец их не дает этому жизнь, хотя и может, или Он не может дать? Если не может, то Он уже не могуществен и несовершеннее Творца, ибо последний дает, как можно видеть, то, чего тот не может дать. Если же Он не дает, когда может дать, то оказывается уже не благим, но завистливым и злым Отцом.

2. Если же они укажут на какую нибудь причину, по которой их Отец не оживляет тел, то самая причина необходимо является большею, чем Отец, когда она задерживает Его благость, и Его благость ослабляется по причине, ими приводимой. Что тела могут принимать жизнь, это всем видно. Ибо они живут, сколько Богу угодно, чтобы жили, и ужели нельзя сказать, что они не способны принять жизнь? Итак, если способное жить не оживляется по необходимости и по другой некоторой причине, то их Отец будет раб необходимости и той причины, а уже не свободный и самовластный в Своей воле.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»