Глава V.
Долгота жизни древних,
примеры Илии и Эноха и других показывают,
что Бог может восставить тела наши для вечной жизни
1. Что тела существуют долгое время, сколько Бог дает им здоровья,
об этом пусть они (еретики) читают Писание, и найдут, что наши предки
переживали семьсот, восемьсот и девятьсот лет, и тела их пользовались
долгоденствием и участвовали в жизни, сколько Богу было угодно им жить.
Что говорить о них, когда угодивший Богу Энох преложен в теле, в котором
угождал, предуказывая преложение праведных? И Илия был взят, как был,
в созданном существе, пророчествуя вознесение духовных[4],
и нисколько не препятствовало им тело к преложению и вознесению. Посредством
тех самых рук, которыми они вначале были созданы, получили вознесение
и преложение Ибо в Адаме руки Божии обыкли образовать свое создание, держать,
носить и помещать его, где они хотят. Где же был помещен первый человек?
Именно в раю, как Шсание говорит: «и насадил Бог рай в Эдеме к востоку
и поставил там созданного человека» (Быт.2:3). Но оттуда он был низвержен
в этот мир за непослушание. Поэтому и говорят пресвитеры, ученики апостольские,
что приложенные приложены туда, ибо рай приготовлен для людей праведных
и духоносных и туда был восхищен Апостол Павел, когда слышал глаголы,
не сказанные для нас в настоящем состоянии, и что преложенные пребудут
там до скончания (мира), предначиная нетление.
2. Если же кто сочтет невозможным, чтобы пребывали столько времени,
и скажет, что Илия не был взят во плоти, а его плоть сгорела в огненной
колеснице, то пусть сообразит, что иона, хотя был брошен в глубину (морскую)
и поглощен чревом китовым, но по велению Божию опять был в целости изблеван
на землю (Ин.12). Также Анания, Азария и Мисаил, брошенные в огненную
печь, в семь раз более разженную, не потерпели никакого вреда, и даже
запаха огня не оказалось у них. Присущая им рука Божия совершила над ними
дивное и невозможное для человеческой природы: что же удивительного, если
она, повинуясь воле Бога и Отца, совершила нечто дивное и в преложенные
(праведниках)? А это есть Сын Божий, как по словам Писания, сказал царь
Навуходоносор: «не трех ли человек бросили мы в печь? и вот я вижу четверых
ходящих среди огня и четвертый подобен Сыну Божию» (Дан.3:1925). И так
ни природа сотворенного существа, ни слабость плоти не превозмогут воли
Божией. Ибо не Бог подчинен тварям, но твари подчинены Богу, и все служит
воле Его. Посему и Господь говорит: «невозможное у людей возможно у Бога»
(Лк.18:27). Как настоящим людям, не знающим распоряжения Божия, кажется
невероятным и невозможным, чтобы кто нибудь мог жить столь долгое время,
и однако предки наши жили столько и преложенные живут в пример будущей
долготы дней; чтобы они вышли невредимы из чрева китова и из горящей печи
и однако вышли, как бы изведенные рукою Божиею для показания силы Его:
так и ныне, хотя некоторые, не зная силы и обещания Божия, противятся
своему спасенного, почитая невозможным, чтобы Бог мот воскресить тело
и даровать им вечное пребывание, однако неверие таких людей не уничтожит
верности Божией.
_________________
[4] В лат. тексте стоит patrum
вместо “духовных”, как читается в греч. тексте в Паралеллях Иоанна Дамаскина. |