Глава XIII.
Мертвые, воскрешенные Христом,
служат сильнейшим доказательством воскресения
1. Пусть утверждающие противное, т. е. противоречащие своему собственному
спасению, скажут нам, в каких телах воскресли умершая дочь первосвященника[5],
умерший сын вдовы, несенный около (городских) ворот (для погребения) и Лазарь,
четыре дня пробывший в гробу? Конечно в тех же самых, в которых
умерли. Ибо,
если не в тех же, то, значит, и воскресли не те самые,
которые умерли. Но
сказано: «Господь взял за руку умершего и сказал ему: юноша,
тебе говорю,
встань, и мертвый сел, и (Господь) повелел дать ему есть и отдал
его матери
его»[6]. И Лазаря «воззвал громким голосом, говоря: Лазарь,
иди вон,
и вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин.11:4344).
Это символ человека, связанного грехами. И поэтому Господь сказал: «развяжите
его и пустите его идти». Итак, как исцеленные получили исцеление в тех
самых
членах, которые прежде страдали, и мертвые воскресли в тех же
телах, потому
что члены и тела их получили и исцеление и жизнь, которую
даровал им Господь,
чрез временное предизображая вечное и показывая, что Он может дать
Своему
созданию и исцеление и жизнь, дабы веровали Его словам о воскресении,
так
и в конце, когда Господь воззовет последней трубою, восстанут мертвые,
как
Он говорить: «настанет час, в который все мертвые, находящиеся
в гробах,
услышат глас Сына человеческого, и изыдут творившие добро в воскресение
жизни,
а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:2829).
2. Суетны и по истине несчастны те, которые не хотят видеть столь ясное
и очевидное, но бегают света истины, сами себя ослепляя подобно трагическому
Эдипу. И как люди, не обучившиеся гимнастике, в борьбе с другими хватаются
всеми руками за одну какую нибудь часть тела (своего противника), и чрез
то. что держатся, падают, и, падая, воображают, что побеждают потому, что
упорно держатся за первый схваченный член, и сверх падения подвергаются осмеянию:
так и еретики (относительно слов): «плоть и кровь не могут наследовать царства
Божия», взяв два слова у Павла, они не уразумели мысли Апостола и не исследовали
силы изречений, а просто ухватились за эти изречения и умирают на них, извращая,
сколько им возможно, все домостроительство Божие.
3. Говоря, что это сказано собственно о плоти, а не о делах плотских,
как я доказал, они (еретики) представляют Апостола противоречащим самому
себе. Ибо, далее в том же послании он выразительно говорит о плоти так: «ибо
тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда же смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное:
поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Смерть, где твоя победа?»
(1 Кор.15:5355). Эти слова будут справедливы (только) тогда, когда
сия смертная и тленная плоть, подверженная смерти и как бы гнетомая владычеством
смерти, восстанет в жизнь и облечется в нетление и бессмертие. Ибо, тогда
по истине будет побеждена смерть, когда одержимая ею плоть выйдет из под
ее владычества. И еще Филиппийцам он говорит: «наше же жительство на небесах,
откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, который уничиженное тело наше
преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы
Своей»[7]. Какое же это «уничиженное тело», которое
Господь преобразит сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело, которое
есть плоть, падающая в землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в
том), что она смертная и тленная сделается бессмертною и нетленною, не по
своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь
в бессмертное и тленное в нетление. И поэтому во втором послании к Коринфянам
он говорит: «чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал
нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор.5:45), весьма ясно говоря это
о плоти, ибо ни душа не смертна, ни дух. Поглощено же будет смертное жизнью,
когда плоть, уже не мертвая, а живая пребудет нетленною, воспевая славу Богу,
создавшему нас на сие самое. А чтобы нам достигнуть сего, (Апостол) хорошо
говорит Коринфянам: «прославляйте Бога в теле вашем» (1 Кор.6:20). Бог же виновник нетления.
4. А что он говорит это не о другом каком либо теле, но о теле плоти,
об этом ясно, несомненно и без всякой обоюдности говорит Коринфянам: «всегда
носим мертвость Иисуса в теле нашем, чтобы и жизнь Иисуса Христа открылась
в теле нашем. Ибо мы живые предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь
Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор.4:1011). И что Дух
держит плоть, он в том же послании говорит: «вы наше письмо, изготовленное
нами, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных,
но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор.3:3). Итак, если ныне плотяныя
сердца бывают причастны Духа, то что удивительного, если при воскресении
они получат жизнь, даруемую Духом? Об этом воскресении Апостол говорит в
послании к Филиппийцам: «сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения
из мертвых» (Флп.3:1011). В какой же другой смертной плоти можно понимать
откровение жизни, если не в этом существе, которое и умерщвляете за исповедание
Бога? Как он сам сказал: «по рассуждению человеческому, когда я боролся со
зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Ибо, если
мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес,
то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Притом мы оказываемся и
лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали, что Он воскресил Христа,
Которого не воскрешал. Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, потому что вы еще во грехах
ваших. Итак и умершие во Христе погибли.
Если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Но «Христос воскрес из мертвых, первенец из почивших; ибо как смерть чрез
человека, так чрез человека и воскресение мертвых» (1 Кор.15:32,1321).
5. Итак во всех этих изречениях, или они должны, как я уже сказал,
представлять Апостола противоречащим самому себе относительно слов: «плоть
и кровь не могут наследовать царства Божия», или принуждены будут опять
придумывать, злонамеренные и натянутые объяснения всех изречений, ведущие
к превращению и изменению смысла его слов. Что же здравого могут сказать,
если попытаются иначе истолковать то, что он пишет: «тленному сему надлежит
облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие»; и: «чтобы жизнь
Иисусова открылась в смертной плоти нашей», и все прочие (слова), в которых
Апостол ясно и очевидно проповедует воскресение и нетление плоти? Итак они,
не желая хорошо уразуметь одного, принуждены будут неправильно толковать
и эти столь многие (изречения).
______________________
[5] Мк.5:22, где говорится не о
первосвященнике, но о начальнике синагоги.
[6] См. Мк.5:41-43 и Лк.7:14-15.
Ириней соединяет в своем тексте подробности двух событий, рассказанных у
евангелистов.
[7] Флп.3:20-21. Последние слова
сего места несогласны ни с греческим текстом Апостола, ни с Вульгатою.
|