Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XVII. Един Господь Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе, давший заповеди и отпустивший нам грехи; Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи 1. Он то есть Творец (Демиург), Который по Своей любви Отец, а по силе Господь, по премудрости же Создатель и образователь наш; и Его заповедь мы преступили и сделались Его врагами. И посему в последние времена Господь чрез Свое воплощение возвратил нас в дружбу, сделавшись «посредником между Богом и человеками» (1 Тим.2:5), умилостивляя за нас Отца, против Которого согрешили, и Своим послушанием покрывая наше непослушание и даруя нам общение с нашим Творцем и покорность. Поэтому, Он научил нас и в молитве говорить: «и оставь нам долги наши» (Мф.6:12), так как Он есть Отец наш, Коего мы стали должниками, преступив Его заповедь. Кто же Он? Неведомый ли какой Отец, никому не дававший никогда заповеди? Или Бог, проповедуемый Писаниями, в отношении к Которому мы были должниками, преступив Его заповедь? Заповедь же дана была человеку чрез Слово: «ибо, сказано, Адам слышал голос Господа Бога» (Быт.3:8,10). Посему хорошо Слово Его говорит человеку: «отпускаются тебе грехи» (Мф.9:2; Лк.5:20), так что Тот же, против Которого мы согрешили вначале, дарует в конце прощение грехов. А если бы мы преступили заповедь одного, а иной был сказавший: «отпускаются тебе грехи», таковой ни благ, ни истинен, ни справедлив. Ибо каким образом благ тот, кто дает не из своего? Или каким образом справедлив, кто похищает чужое? И каким образом грехи истинно отпущены, если не тот самый, против кого мы согрешили, даровал отпущение «по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас» (Лк.1:78) чрез Сына Своего. 2. Поэтому, когда Он исцелил. расслабленного, сказано: «видя это, народы прославили Бога, давшего такую власть человекам» (Мф.9:8). Какого же Бога прославили предстоящие народы? Неведомаго ли Отца, измышленного еретиками? И каким образом они прославляли Того, Кто совершенно был неведом им? Очевидно, что израильтяне прославляли Бога, проповеданного Законом и пророками, Который есть Отец Господа нашего; и поэтому Он учил людей посредством совершаемых Им знамений явно прославлять Бога. А если Он пришел от одного Отца, а иного Отца прославляли люди, видевшие Его чудеса, то Он сделал их неблагодарными к Отцу, пославшему исцеление. Но поелику от Того, Кто есть Бог, Единородный Сын пришел для спасения людей, и неверующих совершаемыми Им чудесами вызывал прославлять Отца, то фарисеем, не принимающим пришествия Сына Его и потому неверующим в даруемое от Него отпущение (грехов), Он говорит: «дабы вы знали, что Сын человеческий имеет власть отпускать грехи» (Мф.9:6) и, сказав это, повелел расслабленному человеку взять постель, на которой он лежал, и идти в дом свой; таким действием Своим Он посрамил неверующих и доказал, что Он есть голос Божий, чрез который человек получил заповеди, которые он преступил и сделался грешником, ибо за грехи последовала болезнь. 3. Итак, отпуская грехи, Он исцелил человека и явно показал, кто Он. Ибо, если никто не может отпускать грехи, кроме одного Бога, а Господь отпускал их и исцелял людей, то ясно, что Он был Слово Божие, сделавшееся Сыном Человеческим, и от Отца получил власть отпускать грехи, и что Он есть человек и вместе Бог, чтобы, как человек, Он сострадал нам, а, как Бог, милосердовал о нас и отпускал нам долги наши, которыми мы должны Богу Творцу нашему. И поэтому Давид предрек: «блаженны те, коих неправды отпущены и грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменил греха» (Пс.31: 4. Это ясно показано и чрез многих других (пророков), особенно же чрез пророка Елисее. Ибо, когда бывшие с ним пророки рубили деревья для устройства жилища и железо спало с топорища в Иордан и не было найдено ими, то Елисей, пришел на самое место и узнав случившееся, бросил дерево в воду, и после того всплыло железо топора, и потерявшие взяли его с поверхности воды (4 Цар.6: |
|