Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава XXII.

Истинный Господь и Единый Бог возвещается Законом и открывается чрез Его Сына Христа в Евангелии; Ему Одному должно поклоняться и от Него ожидать всякого блага.

1. Когда таким образом Господь ясно показывает, что возвещаемый Законом есть истинный Господь и Единый Бог, — ибо Того Бога, Которого Закон возвещал, Христос объявляет Отцом, Которому и должны служить ученики Христовы, и изречениями Закона поражает врага нашего, — Закон же повелевает нам Творца прославлять Богом и Ему Одному служить, — то не должно искать другого Отца кроме Его или выше Его, «потому что Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру» (Рим. 3.30). Ибо, если выше Этого (Бога) был другой совершенный Отец, то (Христос), конечно, не опровергнул бы сатаны посредством Его изречений и заповедей. Неведение не может быть разрушено чрез другое неведение, также, как недостаток не может быть устранен (другим) недостатком. Если посему закон произошел от неведения и недостатка, то каким образом содержащиеся в нем изречения могли поразить неведение диавола и победить сильного? Ибо сильный может быть побежден не слабейшим или равносильным, но только сильнейшим. Но могущественнее всего Слово Божие, которое взывает в Законе: «Слыши, Израиль, — Господ Бог твой есть Един Бог». и: «люби Господа Бога твоего всею душою твоею»; и: «Ему поклоняйся и Ему Одному служи» (Вт. 6.4,5). В Евангелии же, поражая теми же изречениями отступничество, Он и победил сильного словом Отца и заповедь Закона признал за Свои изречения, говоря: «Не искушай Господа Бога твоего». Ибо не посредством чужого, но посредством собственного изречения Своего Отца Он поразил противника и победил сильного.

2. Тою же заповедью Он научил нас, освобожденных, принимать, когда чувствуем голод, даваемую Богом пищу, когда же мы поставлены на высоте всякого дарования, мы отнюдь не должны-полагаясь на дела правды, или украшенные высшею степенью служения — превозноситься и искушать Бога, но во всем смиренномудрствовать и всегда иметь в виду (слова): «не искушай Господа Бога твоего», как и Апостол учить, говоря: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12.16); (мы не должны) увлекаться ни богатством, ни славою мирскою, ни настоящим призраком, но знать, что должно «поклоняться Господу Богу твоему и Ему одному служить» и не доверяться тому, кто лживо обещал не свое говоря: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Сам он признается, что поклоняться ему и исполнять волю его значит отпасть от славы Божией. И какое удовольствие или благо может иметь падший? И чего другого может таковой надеяться или ожидать кроме смерти? Ибо смерть весьма близка падшему. К тому же он не может доставить того, что обещал. Ибо, каким образом доставить это падшему? Далее, так как Бог владычествует над людьми и над ним самим, и без воли нашего Отца Небесного даже воробей не упадет на землю, то слова: «все это мне предано и кому хочу дам то» он сказал напыщенный гордостью. Ибо творение не в его власти, так как и сам он одна из тварей. И он не может дать людям царство человеческое, ни все прочие вещи и человеческие дела устрояется по распоряжению Бога Отца. Господь же говорит, что «диавол есть лжец искони и не стоит в истине» (Ин. 8.44). Если он лжет и не стоит в истине, то значит, он говорил не истину: «все это предано мне, и кому хочу дам», а лгал.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»