Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава XXVII.

О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении неверующих.

1. Если Отец не судит, то или это не принадлежит Ему, или Он одобряет всякие действия, и если Он не судит, то все будут равны и будут считаться в одном и том же состоянии. Тогда, значить, пришествие Христа будет излишне и даже ни с чем несообразно, потому что Он не судит. Ибо «Он пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку с свекровью ее» (Мф. 10.35), и когда будут двое на одной постели, одного взять, а другого оставить, и когда две будут лежать вместе, одну взять, а другую оставить«(Лк. 17.34,35); под конец приказать жнецам сперва собрать плевелы и связать в связки и предать огню неугасимому, а пшеницу убрать в житницу (Мф. 13.30), и овец призвать в приготовленное Царство, а козлов послать в огонь вечный, уготованный Его Отцом диаволу и ангелам его (Мф. 15.33). И что еще? Слово пришло на падение и на восстание многих. На падение, конечно, неверующих Ему, которым Он угрожал и большим наказанием на суде, чем жителям Содома и Гоморры, на восстание же верующих и творящие волю Отца Его Небесного. Итак, если пришествие Сына относится равно ко всем и Он есть Судия и Разделитель верующих и неверующих, потому что верующие по своему хотению творить волю Его, и неверующие по своей же воле ни приступают к Его учению, — то очевидно, что Отец Его творил всех одинаково и каждый имеет свое собственное произволение и свободное рассуждение, и что Он взирает а все и о всем промышляет, «повелевая солнцу Своему сиять на злых и на добрых и посылая дождь на праведных и на неправедных» (Мф. 5.45).

2. И всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие. И посему Господь говорил: «верующий в Меня не судится», т. е. не отлучается от Бога, ибо он чрез веру. соединен с Богом. «А неверующий уже осужден, потому что он не уверовал во имя Единородного Сына Божия», т. е. добровольно сам отлучил себя от Бога. «Суд же состоит в том, что свет пришел в этот мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет. Ибо всякий делающий худые дела, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что он действовал в Боге» (Ин. 3.18-21).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»