Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XIII

1. И стал я на песке морском, и увидел выходящаго из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульныя.

2. Зверь, котораго я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

3. И видел я, что одна из голов его как-бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю,

4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

5. И даны были ему уста, говорящия гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе.

7. И дано ему было вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланнаго от создания мира.

9. Кто имеет ухо, да слышит.

10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых.

11. И увидел я другаго зверя, выходящаго из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

12. Он действует пред ним со всею властью перваго зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у котораго смертельная рана исцелела;

13. и творит великия знамения, так-что и огонь низводит с неба на землю пред людьми.

14. И чудесами, которыя дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

16. И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

17. и что ни кому нельзя будет ни покупать, ни продавать кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число это шестьсот шестьдесят шесть.

XIII.
Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами, смертельно раненая и исцелевшая его голова; поклонение ему людей и его богохульство (1-6). Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию (7-9). Призыв к терпению (10 ст). Зверь из земли с двумя рогами (11); его чудеса и обольстительная деятельность (12-15). Наложение печати на людей в виде начертания числа 666.

1-2. Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящаго из моря, а не из бездны, как в XI, 7. Очевидно здесь речь ο другом существе. Зверь ХIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. Дан. VII, 37; XX, 24). Самое наименование «зверя» употреблено здесь в смысле такого животнаго, у котораго особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, мятущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию (Пс. ХСIII 3; Ис. VIII, 7, 8; XVII, 12; Иер. XLVI, 7). На этом основании и символ зверя, выходящаго из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешнаго, боговраждебнаго человеческаго мира). Таким образом зверь ХIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианскаго царства. Дальнейшие признаки описываемаго зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время. — Зверь в Свящ. Писании служит, обыкновенно, символом царства, а голова зверя указанием на царя, стоящаго во главе царства. По-этому, и сообразно с XVII, 10, изображение зверя с семью головами есть только прием апокалиптическаго раскрытия истины, и под головами нужно разуметь царей и царства в их последовательности. Царства, представляемыя семью головами зверя, суть, очевидно, те царства и народы, которые были враждебны установлению Бож. царства на земле и опасны для народа Божия. Сам тайнозритель не дает никакого решения вопроса об этих царствах. Очевидно, как для него, так и в существе дела, важно не то, в каких определенных царствах обнаруживалась боговраждебная сила диавола. Более важно то, что эта диавольская сила, сила князя мира сего, обнаружится таковою и в последнее время и притом так, что предшествующия ея обнаружения как бы войдут в общий состав; и все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших против Царства Божия на земле, обнаружится во всей своей совокупности в лице царя последняго царства, в лице антихриста, зверя ο семи головах. — Говоря ο десяти рогах зверя, св. Иоанн не указывает, как были размещены они. Он как бы хочет показать, что рога зверя принадлежали не какой-либо одной голове, но всему зверю, всем головам вместе и каждой в отдельности. Рог есть общеизвестный в Свящ. Писании символ могущества власти, и десять рогов, как число полноты, говорит, таким образом, ο высшей силе и могуществе зверя-антихриста. И если когда-либо эти десять рогов будут означать нечто определенное, т. е. десять царей с их царствами, то только в последнее время, в дни антихриста. Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорят ο царской власти зверя-антихриста, ο его праве обладать миром, каковое право он получит от диавола-дракона (ст. 2). Такое происхождение власти зверя естественно отразится на его отношении к Богу: мы видим на головах зверя имена богохульныя, которых было, очевидно, несколько. Смысл этого тот, что зверь; как орудие деятельности диавола, столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться его внутреннее существо, которым будет самопревозношение и богохульство 2). Об этом предсказано и Ап. Павлом в послании к Солунянам (2 Фес. II, 4; ср. Дан. VII, 8. 25). Для указания на губительность и зловредность деятельности зверя ему приписываются свойства не одного, а трех зверей: барса (лукавство), медведя (упорство) и льва (высокомерие и алчное властолюбие); все это вместе говорит ο коварстве и жестокости. Дракон, т. е. диавол, дает этому зверю свою силу, свой престол и великую власть. Сила диавола, это — те его природныя силы и способности, которыя принадлежат ему как духу и первому и высшему божественному созданию. Трон диавола есть весь мир, князем котораго называет его Свящ. Писание. Господь попускает диаволу пользоваться властью над миром, хотя лишь по стольку, поскольку сам мир, как лежащий во зле, позволяет диаволу властвовать над собою (1 Иоан. V, 19).

1) Св. Мефодий, Св. Ипполит, Андрей кесар., Cornel а Lapid.

2) Kliefoth.

3. Описавши зверя, каким он вышел из моря, Иоанн, далее, обращает внимание на перемену, происшедшую в его образе. — Голова зверя была смертельно раненою уже при самом выходе его из моря. Теперь же Иоанн наблюдает только тот факт, как эта рана на его глазах исцелела. — Этот символ закланной, а потом исцеленной головы нужно изъяснять не по отношению к одной какой-либо голове зверя, но по отношению ко всему зверю. Поэтому смертельную рану головы нужно отождествлять с небытием зверя XVII, 11, а исцеление — с его появлением вновь. Головы зверя есть способность зверя и его вдохновителя — диавола искушать и соблазнять мир, поэтому и смертельная рана головы обозначает временную потерю этой способности или ея ослабление. Но голова была лишь смертельно раненою, а не отделенною и уничтоженною, и, следовательно, способность зверя губить было не то, чтобы совсем отнята от него, но лишь лишена возможности проявляться в своей прежней силе. Таким образом раненая голова будет означать то, что во время предшествующее диавол был лишен некоторой части своей свободы в боговраждебной деятельности. Но, по попущению Божию, эта свобода снова возвратится ему. В лице антихриста, этого зверя со всеми семью головами, он начнет действовать с особенною силою и энергиею. Рана была нанесена диаволу христианством, которое оградило христиан от диявольской прелести и дало им силу противостоять против его козней именем И. Христа и силою животворящаго креста. Но когда в христианском мире совершится отступление от Божественной истины, тогда и диавол получит свою прежнюю свободу. Его голова исцелеет и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она в идолопоклонстве и гонении против христиан. Такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, и прежних форм этого влияния будет поистине удивительно (XIII, 4-8). И это удивление приведет землю, т. е. живущих на ней, к прямому поклонению дракону, который дал власть зверю. Здесь не указывается, что люди того времени будут различать зверя, т. е. антихриста, от дракона, т. е. от диавола, и выражение поклонения дракону, говорит лишь ο том объективном факте, что почитание зверя в действительности будет почитанием дракона; так как зверь-антихрист будет иметь силу и значение лишь по стольку, поскольку получит их, от дракона-диавола.

4-5. Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякаго сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. 2 Фес. II, 4). Дальнейшия черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, ο котором говорят ап. Павел (2 Фес. II, 4, 8) и прор. Даниил (VII, 8), и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы. Гордость антихриста, по слову Спасителя> выразится в том, что он не признает себя чем либо посланником, но прийдет от себя (Иоан. V, 43). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим («ему будут даны…»). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отождествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима (XI, 2) и с 3½ годами укрывательства жены от дракона в пустыне (XII, 6, 14). И свв. отцы и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус. Иоанн Злат. Блаж. Иероним и др.) ο продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как тому времени дойдет до крайняго развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия.

6-10. Так как антихрист будет стремиться выставить себя богом, то для него, по силе вещей, даже будет необходимо унижать и хулить все то, что люди почитали прежде за Бога, за божественное и святое. Он будет хулить Бога, И. Христа и Его дело искупления, будет хулить небо — жилище Божие, место Бож. престола, будет хулить и живущих на небе, — свв. ангелов и прославленных святых. Антихрист употребит все дьявольския козни для соблазна верующих и все средства насилия. Его власть будет столь велика, что будет простираться на всех живущих на земле и благочестивых и нечестивых. И ему поклонятся все те, имена которых не написаны в книге жизни Агнца. Книга Агнца это та же, что и XXI, 27. Прибавление определения Агнца указывает на то, что спасение благочестивых от козней диавола и антихриста всецело зависит от веры в И. Христа и от надежды на милость Божию. После подробнаго описания зверя- антихриста и тех страшных печальных последствий, причиною которых будет его царствование, откровение обращается с призывом к внимательности. Для благочестивых в этом воззвании заключается утешение и ободрение и вместе призыв к терпению, к усилению подвигов бодрствования и благочестия; по отношению же к нечестивым в этом воззвании заключается угроза Божественным возмездием, которое рано или поздно, но всегда верно вступает в свои права. Зверь-антихрист пойдет в плен, будет лишен свободы и ввержен в геенну огненную (XX, 19); как он убивал мечем, уничтожал и разрушал, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, будет уничтожен духом уст Господа (2 Фес. II, 8). Из этого верующие могут почерпать для себя утешение и ободрение. Выражение «здесь» указывает на то, что именно теперь, во дни антихристианских насилий, нужно особенное терпение, а также и на то, что во всем сказанном имеются в виду терпение и вера только истинных христиан 1). В пояснение факта особенной успешности деятельности антихриста среди человеческаго общества пред взором тайнозрителя открывается картина новаго явления, — второго зверя. — Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря. Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что составляет собственность земли и всей земной культуры, как она вырабатывается долгою историею человеческаго общества и того материализма, который все сводит на действия естественных природных сил, не оставляя места для духа и Бога. Согласно с указанием самого Апокалипсиса (XVI, 13; ХІХ, 20) толкователи смотрят на этого зверя, как на лжепророка, действующаго одновременно с первым зверем-антихристом (ср. Мф. XXIV, 23-26). Как первый зверь из моря есть личность антихриста, — человека греха, царя последняго времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели их деятельности. Второй зверь будет лжепророком в широком смысле этого слова, именно как провозвестник пред людьми воли антихриста, пришедшаго по действию и воле диавола.

1) Жданов, Lütardt, Hengstenberg, Kliefoth, Ewald.

11-12. Подобие второго зверя Агнцу нужно ограничить лишь видом рогов 1). Сила характеристики в том, что зверь по рогам не совсем такой как Агнец, а лишь подобен ему. Зверь из земли имеет только два рога (Агнец — семь рогов), что, означая его меньшую силу, отличает его как от Агнца, так и от дракона и зверя. Он может быть только служебною силою по отношению к дракону и зверю; а по отношению к Агнцу он может быть только обманщиком, прикрывающимся внешним видом. Его внутреннее существо и цель его появления, как совершенно противоположныя существу Агнца и его отношения к миру, ясно указываются в последних словах стиха: «говорил как дракон». Его олова суть слова лукавства и прельщения, и их цель будет соблазн и гибель людей (Мф. VII, 18). При этом он будет исполнителем чужой воли и чужого желания, ο чем ясно говорит выражение: «пред ним». Действуя в качестве слуги зверя-антихриста, лжепророк заставит всю землю и всех людей поклониться этому последнему. В 8 ст. было сказано, что антихристу поклонятся все живущие на земле, имена которых не записаны в книгу жизни, т.-е. все люди, кроме избранных и совершенных христиан. Здесь (12 ст.) говорится тоже самое, только действующим в совершении этого дела выставляется новое лицо — лжепророк.

1) Ebrard, Süller

13. Таким образом вся деятельность лжепророка будет направлена к увеличению власти и влиянию антихриста над миром. Для этого он будет совершать великия знамения, которыя будут во всяком случае естественными и действительными фактами, действительными, а некажущимися чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе«2). И если эти чудеса почему-либо могут быть названы ложными, то. потому только, что будут совершаться для обольщения, обмана и беззаконных внушений. Таково, напр. будет чудо низведения огня с неба, которое он совершит в противовес чуду двух свидетелей (XI, 5), изводивших огонь из своих уст, и которое будет «пред людьми», т.-е. с характером показным, публичным и с целью произвести впечатление на людей (ср. 3 Цар. XVIII, 38; 4 Цар. I, 10, 12).

2) Св. Иустин фил, Kliefoth, Süller, Lütardt

14. Лжепророк, как известная личность, при посредстве своей проповеди и чудес, склонит людей не только воздать почести самому зверю-антихристу, но даже сделать его изображения и пред ними поклоняться. Эта черта деятельности лжепророка указывает на то, что антихристово царство последняго времени будет носить характер религиозности и будет иметь целью возвещение новой религии. Новая религия будет противоположностью христианству — антихристианством; тогда будут веровать в самого антихриста, который и объявит себя Богом. Он потребует себе божественных почестей, потребует особаго богослужения и почитания своих изображений (ср. Дан. III).

15. В последнее время мира для испытания христианской веры будет нечто особенное. Заговорит статуя зверя-антихриста, и отдаст приказание убивать всякаго, кто не будет поклоняться пред нею и пред другими изображениями зверя. Значит, тогда будет объявлено полное и повсеместное гонение против всякой другой религии, кроме религии антихристианства. Тогда возможно будет по действу сатанину и чудо с статуею, как будет возможно для лжепророка и низведение огня с неба.

16. Начертание зверя может напомнить собою обычай древних римлян, у которых иногда воины выжигали на своих руках и лбу имена своих предводителей, а рабы (добровольно или насильно) имена своих господ. Начертание антихристианскаго времени будет насилием и безусловным стеснением только лишь для святых, для тех, которые не по-желают поклоняться зверю и его статуям. Всякий, кто решится отказаться от принятия начертания, тот тем самым подвергнет себя на полную общественную отчужденность и безпомощность. В этом, несомненно, сильное средство склонить всех малодушных и слабых к признанию власти антихриста и достигнуть цели прельщения людей. Начертание было двояким. Но так как по еврейскому и греческому обычаю того времени буквы алфавита очень часто служили цифрами, так что известное сочетание букв давало то или другое имя или соответствующее тому число и наоборот, то число и имя по отношению в зверю суть то же самое и служит определением его личности, по которому он будет известен среди людей того времени. Тайнозритель не назвал прямо этого самаго имени; он указал лишь только соответствующее ему число, представивши самой человеческой мудрости открыть действительное имя антихряста. — «Здесь», т. е. при открытии этого таинственнаго имени и его значения, нужна мудрость, нужно особенное напряжение ума. 18. Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени 1) будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т. е. число 2) составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческаго имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. — Не иным чем, как всевозможными натяжками были все те мнения, которыя в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ея прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение. При решении вопроса ο числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. Α если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отождествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству св. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо безполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами И. Христа: «иной придет во имя свое» (Иоан. V, 43) антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя 3). Личное имя антихриста намеренно скрыто, по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущия времена откроют имя этого чрезвычайнаго противника И. Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки.

1) Ebrard, Hoffman.

2) Hengstenberg.

3) Св. Ипполить, Андрей кес. Св. Ириней.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»