my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Св. Иустин Философ
(Святой Иустин Мученик)

(ок. 100 — между 163-167 гг.)

«Учитель Церкви с ревностью и духом апостольским,
по страдальческой кончине мученик Христов,
философ по имени и образованию»

архиеп. Филарет Гумилевский

 

Особенности:


Философом назвал его Тертуллиан.
Это именование сохранилось за ним не только потому, что по своему образованию он философ, но и потому, что он один из первых, кто положил начало христианской философии.

 

Рождение


Родился он в конце I или в начале II вв. (обычно дату его рождения определяют примерно 100 г.) в древнем самарийском городе Сихеме. (Сихем — современный Наблус был разрушен во время иудейской войны 70 г., а затем вновь восстановлен императором Флавием Веспасианом и получил наименование «Флавия Неаполь» — «новый город Флавия»).

Родители св. Иустина принадлежали к числу римских или греческих колонистов.

Он сообщает имя своего отца (Приск) и деда (Вакх).

 

Христианская преемственность


Иустин пришел к христианству через разочарование в философии. Он много искал истину и разочаровался в стоиках, перипатетиках, пифагорейцах, платоновской философии.

Христианство принял после встречи и разговора на берегу моря с одним старцем-христианином. Св. Мефодий Патарский и Евсевий считали, что этим старцем был «Муж апостольский», может быть св. Поликарп Смирнский.

Обращение и крещение произошли, вероятно, между 132 и 137 гг.

 

Деяния


Всю свою жизнь после обращения посвятил миссионерству.

Уже по обращении в христианство Иустин получил свой «паллиум» (одежда, которую носили философы) в Эфесе.

Много путешествовал и побывал, в частности, в Александрии.

В правление императора Антонина Пия (138-161) св. Иустин прибыл в Рим, где и провел последние годы жизни. Там он открыл одну из первых христианских школ, созданную, скорее всего, по типу частных философских школ.

Привлек к себе немало учеников.
Наиболее известный ученик — Татиан .

Главным противником св. Иустина стал философ кинической школы Кресцент (греч. Крискент).

 

 

Кончина


Св. Иустин предвидел свою мученическую кончину, говоря:

«Я ожидаю, что буду пойман в сети и повешен на древе кем-либо из тех, о которых я упомянул, по крайней мере, Кресцентом»
(2 Апол. 3, 1~3).
Так и случилось: св. Иустин вместе с шестью учениками своими по доносу был арестован префектом Рима Рустиком (Рустик занимал эту должность в 163–167 гг.); после суда мученики были обезглавлены.

В сборнике Симеона Метафраста сохранились «Мученические акты», повествующие о казни св. Иустина и его учеников.
Написаны вскоре после кончины мучеников.
Считаются подлинными.

 

Творения св. Иустина

 

Сохранившиеся подлинные произведения


Два сочинения написаны в жанре апологий. Некоторые ученые предполагают, что первоначально они представляли собой единое произведение, однако свидетельство Евсевия говорит против такого предположения.

 

«Первая Апология»

Состоит из 68 глав.

Написана, вероятно, ок. 150 г., ибо св. Иустин замечает в ней, что «Христос родился 150 лет тому назад при Квирине» (1 Апол. 46).

В этом произведении св. Иустин обращается к правителям Римской империи призывая их составить истинное мнение о религии Христовой.

Он говорит, что:

1) преследование христиан за одно только имя является неразумным и несправедливым,
2) обвинение их в различных преступлениях — неосновательно и ложно
3) образ жизни и вероучение христиан отличаются чистотой, непорочностью и святостью.

Также содержится подробное изложение христианской догмы и описание богослужения.

 

«Вторая Апология»

Состит из 15 глав, дополняет первую.

Написана в 161 г. по случаю одного инцидента: в Риме, при префекте Урбике, были схвачены и обезглавлены три христианина. Положение христиан, которые все могли стать жертвами любого произвола, и побудило св. Иустина написать апологию.

Сочинение производит впечатление некоей незаконченности: вполне возможно, что Иустин не успел завершить труд, сам сделавшись жертвой гонения.

По сравнению с «Первой Апологией», здесь намечаются некоторые новые темы: например, что конечной причиной гонений на христиан является ненависть бесов к ним. Достаточно ясно также высказывается идея, что бесов и злых людей, попавших под их чары, ожидает Божье наказание.

Заканчивается данное произведение выражением надежды: язычники, узнав истину о христианах, освободятся от своего неведения подлинного Добра.

 

«Разговор (Диалог, Беседа) с Трифоном иудеем»

Разговор с Трифоном произошел, вероятно, сразу после обращения Иустина, т. е. около 135 г. А записан этот разговор по памяти после написания Первой Апологии, в 150-155 гг.,

Содержит 142 главы.

Представляет собой апологию против иудаизма.

Написано в форме «диалога».

 

Сочинения утерянные

«Против всех ересей»

О нем упоминает сам св. Иустин (1 Апол. 26).

Самое раннее из известных ересиологических произведений.

 

«Против Маркиона»

От сочинения дошел лишь один фрагмент, передаваемый св. Иринеем Лионским (Против ересей IV, 6, 2) и гласящий:

«Я не поверил бы Самому Господу, если бы Он возвестил мне, что рядом с Создателем есть и другой Бог.»
Св. Ириней приводит и еще один фрагмент св. Иустина: «До пришествия Господа сатана никогда не осмеливался хулить Бога, так как еще не знал, что осужден.»

Однако не ясно: относится ли данный фрагмент, цитируемый св. Иринеем, к тому же самому произведению св. Иустина или взят из какого-либо другого.

 

Утерянные сочинения, известные Евсевию
(см. Церковная история, книга IV , 18 ):

 

«К эллинам» — св. Иустин, по словам Евсевия, «пространно рассуждает о многих вопросах, которые занимают и нас, и греческих философов, определяет также и природу демонов»
«Обличение» — апологетическое сочинение
«Лирник»  
«О Божественном единодержавии» — сочинение, составленное «не только по нашим писаниям, но и по эллинским книгам»
«…»  — трактат, где обсуждалась проблема души.

 

 

Творения, приписываемые св. Иустину.


Сочинения, принадлежность которых Иустину очень сомнительна:

«Увещание к эллинам»
(или: «Увещательное слово к эллинам»)

Состоит из 38 глав.
Имеет своей целью доказать грекам ложность их язычества и обратить их к истинной религии.
Предполагается, что это сочинение явно не принадлежит св. Иустину и датируется не ранее III в.
Автор более серьезно, чем св. Иустин, знаком и вообще с эллинской культурой, и в частности с греческой философией, возможно, жил в Александрии.

«Речь к эллинам»

Состоит из 5 глав.
Представляет собой резкое обличение греческой мифологии. Автор приводит причины, по которым лично он расстался с языческим заблуждением.
Написано, скорее всего, в первой половине III в.

«О единовластительстве» (или: «О монархии»)

Состоит из 6 глав.
По своему названию совпадает с одним из утерянных произведений св. Иустина, но краткая характеристика содержания последнего у Евсевия не позволяет отождествлять оба произведения.
Автор защищает монотеизм (именно этот смысл вкладывается в понятие «монархия») и обличает языческий политеизм, опираясь только на самих языческих писателей, поэтов и философов.
Вероятно, написано в самом конце II — начале III вв.

«О воскресении»

Сохранились три достаточно больших фрагмента (всего 10 глав) произведения в «Параллельных местах» (Sacra Parallela) — сочинении, дошедшем до нас под именем св. Иоанна Дамаскина.
В них автор высказывается против отрицающих воскресение тел, и оппонентами его являются, скорее всего, представители еретического гностицизма.
Написано произведение, по всей видимости, в II-III вв.

 

Сочинения, точно не принадлежащие Иустину [*]:


«Вопросы христиан к язычникам»

— (всего — 5 «вопросов»)
Христиане ставят вопросы язычникам, а те на них отвечают; однако данные ответы отвергаются христианами, поскольку в них показывается полное отсутствие логики.

«Вопросы язычников к христианам»

— ответы на 15 «вопросов,» относящихся к различным аспектам христианского вероучения (проблеме сущности Божией, о воскресении мертвых и т. д.).

В рукописной традиции эти два произведения часто соединяются в единый трактат.


«Вопросы и ответы к православным»

— содержит 161 «вопрос», которые касаются исторических, догматических, этических и экзегетических проблем, связанных с христианской религией.

«Опровержение некоторых аристотелевских мнений»

— содержит полемику с перипатетизмом по 65 пунктам, касающимся учения о Боге и мире.

Упомянутые четыре сочинения относятся к IV — V вв. и, по всей видимости, написаны каким-то одним автором, представителем антиохийской школы (возможно, Диодором Тарсийским или блаж. Феодоритом Кирским).


«Изложение правого исповедания»

 — здесь рассматриваются преимущественно триадологические и христологические проблемы.
Можно приписать блаж. Феодориту Кирскому.

«Послание к Зене и Серену»

— сочинение целиком посвящено проблемам христианской этики.
Написано не раньше IV в. (возможно, ок. 400 г.)

 

_____________________________

(*) Это обнаруживается такими подробностями:
упоминание о фактах или лицах гораздо более поздних, например, об Оригене (82-й вопрос православным) или манихейцах (вопрос 127-й), или Иринее (вопрос 126-й) или о падении язычества (вопрос 126-й). Кроме того и язык этих произведений не соответствует совсем эпохе св. Иустина; мы находим термины: ***усия, ипостась, исхождение, единосущный и под., а также общий стиль свидетельствует о большей богословско-догматической зрелости, например времен арианства или несторианства.

Архимандрит Киприан ( Керн ). Патрология.

 
Свидетельства:

«Дивный Иустин, достойный великого изумления»
Татиан (Речь, 18).

«Иустин оставил нам много полезных произведений; они свидетельствуют об уме, прошедшем школу и погруженном в размышления о Божественном»
Евсевий (Церк. ист. IV, 18)

... этот Юстин был родом самаритянин, уверовал в Христа, совершил великие подвиги, явил жизнь добродетельную и, наконец, приняв мученичество за Христа от римлян при правителе Рустике и императоре Адриане, удостоился совершенного венца в цветущем возрасте, а именно тридцати лет.
Епифаний Кипрский. Панарион, XLVI

Иустин, философ из Неаполя, города в Палестине, сын Приска Вакхия, усердно трудился на пользу учения Христа… Выступив в Риме с резкой обвинительной речью против изливавшего богохульства в адрес христиан киника Кресцента, уличил его в боязни смерти, обжорстве, стремлении к роскоши и прелюбодействе. В конце концов, Иустин, обвиненный в том, что был христианином, стараниями Кресцента пролил свою кровь за Христа.
Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 23 

 

См. также:

И. П. Реверсов:

Протоиерей Петр (Преображенский). О Святом Иустине Философе и мученике и его Апологиях

Архимандрит Киприан (Керн) об Иустине:

Святой Мученик Иустин Философ:

Богословие св. Иустина Философа:

Cвятоотеческое учение о человеке: Св. Юстин Философ // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 23 

Житие и страдание святого мученика Иустина Философа

Апологеты. Основные представители и история развития апологетики.

Сохранить ссылку на страницу:
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 3