Мои конспекты
И с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е . . .
|
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
---|
Михаил
Поснов
|
Издания источниковУже в последних столетиях средних веков пробуждается потребность восходить от традиционной, церковной и школьной теологии к чистым источникам христианского знания в Священном Писании и у святых отцов. Изучение и издание древне-отеческих памятников начинается со времен гуманизма и значительно усиливается в век реформации. На издания и полемические сочинения со стороны протестантов последовал ответ Католической Церкви. В начале XVII в.
(1618) основанная Бенедиктинская конгрегация Святого Мавра через свои
издательские труды стяжала себе бессмертную славу. Таковы, например, из XVIII в.
должны быть упомянуты: — В XIX в. изданиями прославился кардинал и директор Ватиканской библиотеки Анжело Май Питра. —
Громадную практическую роль сыграло и еще продолжает играть не отличающееся
особыми достоинствами в научном
отношении издание аббата Миня (J. P. Mingae,
1875): Patrologiae cursus completus, — series latina — 221 Tom. (Paris Ввиду текстуальных
недостатков Миня, Во Франции, продолжая дело Ассемани, Grafin и F. Nau начали издавать: «Patrologia orientalis». У славянских народов среди русских богословов появилось много переводов и изданий святоотеческой литературы. Так, мужи апостольские, сочинения апологетов и сочинения Святого Иринея Лионского переведены протоиереем Преображенским. Западные отцы и писатели — Тертуллиан, Киприан, Августин, Иероним, Арнобий переведены в Киевской Духовной Академии; восточные отцы — в Петербургской и Московской Академиях.
Издание актов вселенских соборов имеется у Mansi (1798) sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio в 31 томе (кончая Флорентийским собором 1439 г.). Работа Манси была продолжена в конце XIX в. и начале XX в. аббатом Мартеном и архиепископом Луи Пти. Издателем продолженного
Манси явился некто Г. Вельте (Н. Welte). Полное заглавие нового издания такое: «Sacrorum conciliorum nova
amplissima collectio» (Mansi, Martin et L. Petit). Hubert Welte, Editeur (de 1879 а 1914: Paris),
depius 1914 а Arnhem (Hollande); оно предположено в LIII Т. (а практически,
ввиду удвоения томов — a, в, или и c в LVI); последние 5
томов (
Издание канонов восточной и западной Церкви было осуществлено Н. Брунсом,
Лаухертом. В России существовало, кроме «Книги Правил Святых Апостолов», капитальное
издание «Общества любителей духовного
просвещения» в Москве: «Правила Святых Апостолов, Святых Соборов —
вселенских и поместных и Святых Отцов» с толкованиями, т.
Агиографические памятники — акты мучеников и биографии Святых — начали издаваться фламандскими иезуитами, болландистами под заглавием «Acta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur», т. е. «Деяния Святых, каких только ни почитают во вселенной». Работа их, прерванная французской революцией, была продолжена в XIX в. бельгийскими иезуитами. В настоящее время издание доведено до «ноября» месяца. — Сокращенное издание некоторых критически проверенных актов сделано Рюинаром, Кнопфом, Гебгартом. — У русских есть Четьи минеи митр. Макария от XVI в., Четьи минеи митр. Дмитрия Ростовского, исследование Сергия, архиепископа Владимирского «Месяцеслов Востока», профессора Ключевского «Жития Святых, как исторический источник» и профессора Голубинского «О канонизации Святых в русской Церкви». |