Святой апостол Климент.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Климент.

Единственное место в новозаветных книгах где упоминается имя Климента — это в 4-й главе послания an. Павла к Филиппийцам. «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе. Умоляю Еводию умоляю Синтихию, мыслить тоже о Господе; ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай нам, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом, и прочими сотрудниками моими. Которых именем в книге живота» (ст. 1—3). Еводия и Синтихия, вероятно, знатные женщины, может быть диакониссы филиппийской церкви из-за чего-то между собой рассорившиеся, или увлеченные появившимися в Филиппах еретиками, отвергавшими божество Иисуса Христа и действительность Его воскресения. Эти женщины видно, во время пребывания в Филиппах ап. Павла много трудились и помогали ему в благовествовании евангельского учения. Для прекращения распри между ними, или же в видах обращения на путь истины (в учении о Лице Иисуса Христа) св. Павел просит не названного по имени своего сотрудника (под каким разумеют то евангелиста Луку, то Силу и др., если под συζηγος разуметь женщину, то думают видеть здесь Лидию (Деян. XVI, 14—16), или же супругу ап. Павла, так как сотрудники по-гречески названы συζηγος, что означает супруг и супруга) [1]. А также просит и Климента помочь им. (Еводии и Синтихии) — примириться, или мыслить тоже о Господе, что мыслит Апостол и его сотрудники о Лице Иисуса Христа, как Спасителя мира (III, 20). Из этих слов ап. Павла видно, что Климент, сотрудник и ученик ап. Павла, вместе с ним подвизавшийся в Филиппах в распространении христианской веры, и был одним из влиятельных членов Филиппийской церкви, может быть, уроженец этого города. В списке 70 Апостолов у Дорофея Сирского сказано: Климент, упоминаемый в послании Филиппийцам, бысть епископ в Средце (?). По показанию греческой Минеи из библиотеки кардинала Сирнета, изданной Канизием Климент, упоминаемый в послании к Филиппийцам, был епископом Сардийской церкви и лицо, отличное от Климента Римского. В путешествиях Авр. С. Норова к апокалипсическим церквам, св. Климент, епископ Серд, или Сардикии [2] (стр. 66), не одно лицо с св. Климентом, епископом Римским. В полном месяцеслове востока apxиеп. Серия Климент — епископ Сардики. По месяцесловам православной церкви Климент упоминается в посланиях к Филиппийцам и память его празднуется 10 (или 7) сентября, а св. Клименту, епископу Римскому 25 ноября. В полном месяцеслове, изданном в г. Симбирске 1880 г. под 10 сентября сказано: «св. Климент был епископом в Сардике и скончался мирно». В Четьи Минеях св. Димитрия, митрополита Ростовского за сентябрь, изданных на русском языке (Москва, 1902 г.) под 10 числом сентября сказано: «св. Климент, о котором Павел упоминает в послании к Филиппийцам (IV, 3) был епископом в Сардике» (стр. 235). Немногие считают Климента, упоминаемого ап. Павла в посланиях к Филиппийцам, за одно лицо с св. Климентом, епископом римским. В Четьи Минее св. Димитрия — под 4 января в сказании о 70-ти Апостолах сообщается, что: «Климент святый, его же воспоминает Павел святый в послании к Филипписиам: сподвизашася, рече, со мною и Климентом: бысть епископом в Риме по св. апостоле Петре, и по епископех Лине и Клите. Заточен же быв в Херсон, скончался страдальчески потоплением во глубине морстей». (М. январь, 1882, л. 45). В библейском словаре прот. о. Солярского сказано: «Климент, упоминаемый в послании ап. Павла к Колоссянам, обыкновенно принимается за одно лицо с Климентом, известным в древней христианской церкви епископом Римским». Далее, сообщаются сведения о двух Климентах, как бы об одном (и именно: Клименте Римском). «По одним, св. Климент был Римлянин, из царского рода, получил отличное образование в науках, обращен в христианство св. ап. Петром, был потом его спутником и его св. Петр поставил пред своею смертью во епископа Римского». Это относится к римскому Клименту, так как Климент был знатного происхождения, римлянин (о нем подробно рассказывается в Великих Четьи Минеях митрополита Макария, а также в сокращении у св. Димитрия Ростовского под 25 ч. ноября), что он был обращен из язычества св. ап. Петром (Ориген, на еванг. Иоанна I,. 29), впоследствии был поставлен во епископа в Рим. Св. Ириней говорит, что Климент видел блаженных Апостолов и обращался с ними, сам слушал их проповедь и он третий от Апостолов принял жребий епископства после Лина и Анаклета (у Евсевия Церк. Ист. 5 к. 6 гл. 251 стр.). По другим, продолжает прот. Солярский, Климент был учеником и сотрудником ап. Павла,. вместе с ним страдал в Филиппах (53 г.) и разделял опасности и труды апостольского служения и в других местах и его-то апостол в послании к Филиппийцам называет одним из споспешников и сотрудников, которые вместе с ним подвизались в благовествовании Евангелия, — коих имена в книге жизни, и о коих он просит Епафродита споспешествовать таковым (Филип. IV, 3). Все это относится к св. Клименту Сардийскому (Сардикийскому) (причисляемому к лику 70 Апостолов). У архиеп. Филарета (Историч. учение об отцах церкви т. 1-й. Спб. 1882 стр. 7), два Климента объединены в одного (а именно римского). Климент, епископ римский, по происхождению римский язычник; к вере во Христа обращен был ап. Петром, в проповедании веры был сотрудником учителя языков; вместе с ним (ок. 53) страдал в Филиппах; разделял опасности и труды Апостольского служения и в других местах. «Его то, как говорит Ориген, Евсевий и др., называет Апостол (Павел) одним из тех споспешников, имена которых написаны в книгах животных; древние единогласна называть его мужем апостольским». Что и действительно, тогда как Климент, упоминаемый в Посланиях к Филиппийцам, был один из 70 Апостолов и епископствовал в Сардах (такое же смешение обоих Климентов и у других, как-то у архим. Никифора — Богословская Энциклопедия, вып. 2-й Москва 128. У А. Иванова; Руководство к изъяснительному чтению Апостол. Посланий. Спб. 1893. 330 стр. Жизнь и Труды св. 70 Апостолов И. Крылова, Москва. 1869 г. 81—85 стр. С. С-кого, Жизнь и Труды 12 и 70 Апостолов, Москва. 1900 г. 294—304). Где скончался св. Климент, епископ Сардийский, причисленный к 70 Апостолам, неизвестно; предполагается, что он после многих трудов пострадал за Христа и умер мучеником. Климент, епископ римский, по свидетельству Евсевия, правил церковью 9 лет (от 92 — до 101 г). При императоре Траяне, он за распространение христианской веры был сослан в Херсонес Таврический, где учением своим увещал христиан, заключенных в тамошние рудокопни, чудесами своими обратил ко Христу многих язычников и был утоплен в море. Впоследствии мощи его были обретены просветителями славян Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим. После св. Климента Римского осталось несколько сочинений: Два послания к Коринфянам. Первое из них написано было (около 47 г.) по случаю беспорядков в Коринфской церкви. Некоторые из христиан по гордости и зависти, стали присвоять себе первенство и лишали власти тех, которые были поставлены ещё апостолами. О таком печальном положении церкви в Коринфе, донесено было св. Клименту и тот послал к ним увещательное послание, которое в древности высоко ценилось и как видно из слов Дионисия епископа Римского, читалось в церквах (Евсевий, IV, 23, Иероним De viris illustribus 15, Фотий, Biblioth. 163). О другом послании Евсевий пишет: «надобно знать, что известно и другое послание Климента, но достоверно знаем, что оно не столько известно, как первое, поелику древние не пользовались им» (Церк. История, III, 38). В недавнее время открыты и изданы с именем св. Климента два окружные послания к Девственницам (Wetstenii, Nov. Testamentum; Gallandiusin Bibliotheca patrum, t. 1 Mansii in Concil. t. 1. 144). В пepвом из них восхваляется девственная жизнь и показывается её значение. Второе послание к девам содержит в себе правила и наставления для подвижников девства. (О сих посланиях упоминали, без имени автора, блаж. Иероним; Против Иовиниана, Епифаний Haeresis: 30. § 15). С именем св. Климента Римского известны ещё:

а) восемь книг постановлений («Апостольских чрез Климента для епископов») — это сочинение весьма замечательное для истории древнего благочестия и обрядов, хотя оно во всей полноте своей не может принадлежать Клименту. (Об этом творении св. отца лучшие исследования Краббе (Uber d. Urspruch und d. Inhalt der Apostol. Constitutiones Clemens, 1829 Дрей, Bickel и другие см. у apхиеп. Филарета. Учение об отцах церкви т. 1-й).

б) 85 правил Апостольских, переданных чрез Климента. За исключением немногих эти правила принадлежат к первым временам христианства (исследование о них см. у Bevercgius. Codex canonum Ecclesiae primitivae. London 1764. Христ. чтение 1841 и др.).

в) «Свидания (Recognitiones) св. Климента, иначе называемый „Путевыми Записками“ Itinerarium), Деяниями (Gestae) или Прениями ап. Петра с волхвом Симоном». Это сочинение первоначально упоминается у пресвитера Руфина. О нем знали Ориген (Commentar. in Matheum, 26, 6) Епифаний (Contra haereses) Евсевий (Церк. Истор. 3, 38), Иероним (Catalogue scriptorum) и др. Это сочинение, предполагают, написано в конце 2 или в начале 3-го века, а следовательно не св. Климентом († 101); в нем много неправильных мыслей, как напр. о том, что Бог и материя существуют от вечности; в лице Адама созданы безусловно добрые люди, а в лице Евы злые и пр. Это сочинение (Климента) по мнению западных ученых (Баура, Неандера) написано кем-либо из евионитов-теософов с целью представить борьбу ап. Петра с Павлом и в лице Климента; позднейшие писатели (начала 3-го века), переделывавшие Деяния Петра в Климентины, старались представить примирение партий в христианской церкви — иyдействуюших (последователи ап. Петра) и язычествующих (ап. Павла); в виду сего Климент представляется учеником ап. Петра и спутником ап. Павла, и оба апостолы ставят его во епископа Римского, но эта система примирения неудачна, так как таких, воображаемых Бауером и др. партий между ап. Петром и Павлом и их последователями не существовало.

г) пять писем св. Климента, из коих два написаны к Иакову, брату Господню, Иерусалимскому епископу; в этих письмах он сообщает представителю церкви Христовой о кончине ап. Петра и о возведении им его (Климента) во епископа Риму. Таков представляется главою всей христианской церкви, каким старались выставить себя римские папы и эти письма находятся в начале лжеисидоровских декреталий; третье письмо написано Климентом ко всем епископам и пресвитерам и ко всем верующим с увещаниями и советами извлечены из Климентин. Это письмо, вероятно, измышлено для возвышения власти Римского епископа, как главы церкви: четвертое письмо написано Климентом к своим ученикам Юлию и Юлиану, а пятое — к иерусалимским христианам. Но эти письма — подложные, что видно из самого содержания их, а также по анахронизмам — напр. Климент пишет св. Иакову о смерти св. Петра, тогда как св. Иаков был убит в 63 г., а св. Петр распят в Риме в 66 г.;

д) св. Клименту приписывают составление Литургии, но это ничто иное, как извлечение из 8 главы Апостольских постановлений — о христианском богослужении. — Все сочинения (неподлинные) св. Климента (Constitutiones, Canones, Reogmitiones, Cleraentinae, epistolae et caet. изданы Котельером и Голландом — Bibliotheca s. patrum I—XIV. Venetiis 1765- 1781), а послание к Коринфянам и к девам переведены на русский язык протоиереем Петром Преображенским, в Москве и изданы в Постановлениях мужей Апостольских. Из Бесед св. Златоуста (2 на Ап. Деяния) видно, что Клименту Римскому некоторые приписывают составление этой книги (Спб. 1862 стр. 261). В заключение — о св. Клименте, апостоле из 70-ти, можно сказать, что два совершенно отдельных лица: Климент Сардийский (Апостол из 70) и Климент Римский («муж Апостольский») соединены в лице одного (Климента, упоминаемого в IV главе послания к Филиппийцам), с целью примирения партий ап. Петра и ап. Павла (или вернее, споров, бывших между христианами из иудеев и христианами из язычников и примирение это представлено в Клименте, который будто был постоянным спутником ап. Павла и Петра и последним (а по сказанию других обоими) Климент был поставлен во епископа Риму; и Климент по смерти Апостолов, занявши епископскую кафедру в столице тогдашнего мира, сделался епископом всех христиан. Несомненно было два Климента, один ученик и спутник ап. Павла, причисленный к 70 Апостолам, а другой ученик ап. Петра, епископ Римский. Лучший из толкователей св. Писания св. Иоанн Златоуст считал первого из них постоянным спутником ап. Павла, наравне с Лукою и Тимофеем во втором путешествии. Гефеле и другие новейшие церк. историки (западные) считают Климента, упоминаемого в Послании к Филиппийцам за лице отдельное от Климента Римского и считают его природным жителем г. Филипп; по происхождению иудей, (а не язычник), он принял христианскую веру от ап. Павла вовремя пребывания в Филиппах (Деян. XVI, 12. 40). В подтверждение сего представляются следующие соображения:

а) Климент упомянут ап. Павлом в Послании к Филиппийцам между лицами, очевидно, постоянно жившими в г. Филиппах (IV, 2. 3),

б) св. Павел называет Климента (Филип. IV, 3), вместе с ним (Апостолом) подвизавшимся в благовествовании, именует сотрудником и, очевидно, в том же городе, (Филиппах),

в) спутников у апостола в его путешествиях было вообще незначительное число (в 2 путешествии) как-то: Сила, Тимофей и Лука. Когда же и где Климент прибыл в Рим (если упоминаемого в послании к Филиппийцам считать за одно лицо с Римским) в Филиппы? Не видно ни из Апостольских Деяний, ни из посланий ап. Павла и, если бы Климент (такое знатное лицо) сопутствовал ап. Павлу, то без сомнения упомянули бы о нем или Дееписатель — св. Лука, или же сам ап. Павел, но св. Климент Римский, как спутник ап. Павла, нигде не упоминается. Память св. Климента Сардийского в Православной Церкви 10 сентября (но жития его нет) и 4 января в соборе 70 Апостолов, а св. Климента Римского — 25 ноября. В католической церкви празднование св. Клименту Римскому совершается 23 ноября. В полных месяцесловах и святцах под 23 апреля положена память св. ап. Нафанаила (Варфоломея), Луки и Климента, по случаю обретения их мощей. Климент здесь наименованный в некоторых святцах отождествляется с Климентом Римским (Месяцеслов Правосл. Церкви. Симбирск 1880); но это неверно. Мощи св. Климента, утопленного в 101 г. в Черном море, были обретены св. Кириллом и Мефодием в 9 веке и затем перенесены в Рим где и доселе хранятся в церкви его имени, следовательно, св. Климент коего 22 апр. воспоминается обретете мощей, отличное лице от св. Климента Римского и это отчасти может служить, доказательством что св. Климент, причисленный к св. 70 Апостолам, лице отдельное от св. Климента Римского.

 

Примечания

1. Климент Александрийский в Строматах (III, 6. 53) пишет, что ап. Павел не медлит обратиться к своей супруге, которую не называет, по имени… Но из контекста видно, что здесь разумеется мужчина (γνησλος), а не женщина (γνησια). (Д. Введенский. Второе путешествие ап. Павла. Тула. 1893. 129).

2. Сардика, древний Сардис, или Сарды, богатый город в Лидии, в северозападной части Малой Азии, бывший столицей известного богатством царя Креза. Христианство здесь было распространено при апостолах и церковь Сардийская упоминается в числе апокалипсических (Апокалипс. III, 1—6). Сарды окончательно разрушены были в 10 веке, Тамерланом и на месте города остались только развалины (См. у Ав. С. Нарова, Путешествие к апокалипсическим церквам и русский паломник 1790 г.).

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 243—251.