Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Онисим.
Св. апостол Онисим — прежде бывший раб св. ап. Филимона, крещенный
ап. Павлом в Риме во время первых уз (62—63), а затем, по ходатайству
его принятый прежним своим господином в Колоссах, как брат возлюбленный о Христе,
впоследствии
был епископом и пострадал за Христа. Об этом апостоле много сказаний, но большей
частью позднейшего времени, некоторые из них отчасти легендарного свойства.
Так неизвестно, по каким источникам Фаррар сообщает довольно подробные о нем
сведения. Онисим родился в Фиатире; родители его некогда занимали почетное
положение, но отца его постигло несчастье; юный Онисим остался сиротой и настолько
оказался в бедственном положении, что для спасения от голодной смерти, кредиторы
покойного его отца продали, в виде своего раба на пурпурную фабрику, одной
из владелиц которой была Лидия, обращенная ап. Павлом в христианство (Деян.
XVI, 14—40). Там он скоро ознакомился с ремеслом по изготовлению
пурпура, но
так как он был юноша беспечного характера и с наклонностями к удовольствиям,
то главный распорядитель фабрики, не находя его полезным, или вообще пригодным
для своего дела, опять вывел его на продажу. Онисим был юноша бойкий, красивый,
а потому один благородный житель г. Колосс, Филимон, тронутый его печальным
положением, почувствовал к нему сострадание и купил его. Вскоре после этого
Филимон с супругою Апфиею и сыном Архипом и с несколькими рабами своими был
обращен в христианство Епафрасом, учеником ап. Павла. Онисим не был крещен,
вероятно по недавности поступления в дом Филимона и по молодости, хотя, вероятно,
был в числе оглашенных. Ему с раннего детства постоянно приходилось соприкасаться
с христианами, этими добрыми людьми, и они относились к нему с добротою и ласковым
вниманием, что находилось в резкой противоположности с грубым отношением язычников
к своим рабам, на которых они смотрели, как на домашних животных, составлявших
их неотъемлемую собственность. Но Колоссы был город скучный, небогатый и потому
не мог доставлять таких развлечений и удовольствий, как Фиатира, или как соседний
богатый Ефес. Онисим, по своей беспечной молодости, только и думал о веселой
жизни; особенно тянуло его в Рим, так как часто приходилось слышать о богатстве,
великолепии мировой столицы, о народных зрелищах и разных чувственных удовольствиях.
Не раз в его молодую, голову входили тяжелые мысли, что он сын почетного благородного
отца, а теперь раб; он рожден свободным и потому стремился к свободе, не раз
слышал он, как рабы пролагали себе дорогу к богатой, свободной и почетной жизни
и особенно в Риме: почему бы и ему не попытать счастья, но на это нужны средства,
деньги, — и вот Филимон, занимавшийся окраской шерсти, составлявшей самое выгодное
ремесло в Колоссах, продал большую партию таковой шерсти (в Лаодикию) по выгодной
цене. Онисим, воспользовавшись временем отсутствия господина в Иераполе, похитил
несколько золотых монет и бежал в Рим. Но средств ненадолго стало беспечному
Онисиму, он напрасно искал ceбе места, занятой, не находил добрых людей, которые
могли бы вовремя поддержать его, помочь ему и он дошел до крайней нищеты и
путем преступлений стал приобретать средства для себя, за что и был заключен
в темницу, где находился и св. Павел; апостол обратил свое внимание на погибающего,
от природы умного и с хорошими задатками, молодого человека; а Онисим с своей
стороны услуживал находившемуся в узах, болезненному знаменитому узнику (Филим.
13—14 ст.). Онисим наставлен был им в истинах христианской веры
и крещен, а затем ап. Павел написал послание к Филиному об освобождении Онисима.
Онисим
из Рима отправился в Колоссы, в сопровождении Тихика, которому ап. Павел поручил
отнести Послания к Ефессянам, Колоссянам (IV, 7) и к Филимону. В Послании к
Колоссянам ап. Павел между прочим писал и об Онисиме: «о мне все скажет вам
Тихик, которого я послал к вам с Онисимом верным и возлюбленным братом нашим,
который от вас: они расскажут вам о всем здешнем (IV, 9). Филимон, получив
Послание от ап. Павла, призвал к себе бывшего своего раба, — беглеца Онисима,
искренно простил его. В скором времени св. Павел был освобожден от уз и согласно
обещанию, посетил между другими городами Колоссы, где имел пребывание у Филимона,
который в честь и благородную память посещения великого Апостола дал свободу,
как Онисиму, так и другим своим рабам христианам, и Онисим с этого времени
мог свободно посвятить свою жизнь ап. Павлу, с которым он и отправился на проповеднические
подвиги. Это было вероятно незадолго до страшного гонения на христиан в 64
году. Слух о гонении достиг ап. Павла когда он с Онисимом был в Коринфе и думал
отправиться в Рим, но по убеждению Тита отправился на о. Крит, гдe он так был
нужен по случаю появления там опасных еретиков (Тит. I, 10—16),
а в Рим отправлен был Онисим для утешения и ободрения тамошних христиан, самое
имя которых для
язычников было невыносимо; все римские темницы были переполнены верующими во
Христа; темницы обращены были в церкви, и богослужение отправлялось в катакомбах.
Онисим бестрепетно посещал христиан в темнице и катакомбах, где многие из них
находили для себя временный приют. По смерти св. Ап. Павла, по позднейшим сказаниям
(Симеон Метафраст), Онисим из Рима
был в Испании, затем в Колоссах, Патрах (в Греции), отсюда отбыл в Ефес, где
после св. Тимофея был епископом (Евсевий.
Церковная История III, 36), но уже по кончине св. Иоанна Богослова «престол
прия»; следовательно, он принял Ефесскую кафедру в начале 2-го века.
Об епископстве
св. Онисима в Ефесе находится свидетельство в послании св.
Игнатия Богоносца (ум. 107) — в послании
к Ефесянам. Едва разнеслась молва
в восточных странах об осуждении св. Игнатия на растерзание львов, как из разных
городов, лежащих
на пути из Антиохии в Рим являлись на встречу глубоко чтимому святителю представители
разных восточных церквей. От Ефесской церкви посланным был Онисим, престарелый
епископ, в высшей степени скромный и кроткий, к которому Игнатий питал глубокое
уважение. В упомянутом послании он писал: «и вот я во имя Божие принял многочисленное
общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего епископа… любите
его, умоляю вас именем Иисуса Христа и все будьте подобны ему…» (гл. IV).
О месте кончины св. Онисима различны сказания. По одним он, вскоре после смерти
Игнатия был также взят в Рим, где по приказанию епарха Тертулла, был после
жестоких истязаний предан смертной казни, а по другим св. Онисим был побит
камнями. В апостольских посланиях (кн. 7 гл. 46) св. Онисим был епископом в
Верее (Берии) Македонской. Архиеп. Серий (в месяцеслове Православного Востока,
т. 2, ч. 2, стр. 54) предполагает, что было два св. Онисима: один из них был
побит камнями в Риме, а другой — обезглавлен в Путеолах. Тело св. мученика
ап. Онисима было тайно взято христианкою из царского рода и положено в серебряной
раке. Русский паломник игумен Антоний, бывший в Константинополе в 1200 г. видел
раку мощей св. ап. Онисима в храме его имени посвященном. Память св. Ап. Онисима
совершается 15 февраля и с св. Филимоном 22 ноября, а также 4 января в Соборе
св. 70 Апостолов.
Православный собеседник, 1906.т.2.с. 37—41.
|