my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Св. великомученик
Игнатий Богоносец
,
епископ Антиохийский

Игнатий Богоносец

 

Особенности:

Почему назван «Богоносцем»

Легенда 1:

«Игнатий — это то самое дитя, которое некогда Господь взял на руки и, обращаясь к ученикам, сказал: если не уподобитесь этому дитяти, то не войдете в Царствие Божие».
Симеон Метафраст

Но Иоанн Златоуст свидетельствует, что Игнатий не видел Христа.

 

Легенда 2:

Говорится, что Игнатий мученически погиб, растерзанный зверями. Когда было обнажено его сердце, один из воинов рассек его, и на обеих сторонах были золотые надписи: «Иисус Христос».

 

Объяснение:

Как считают многие, что это имя ему было дано в связи с его положением в Церкви, с его отношением к Церкви.

Но известно, что это так именовались и язычники.

«Игнатий» — латинское имя, означает «Пламенный, Огненный», а другое имя (Теофорос — Богоносец) — греческое.

 

Рождение:

Полагают, что Игнатий Богоносец родился в Сирии
Возможно, уроженец Антиохии

 

Христианская преемственность

ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Обращен из язычества

 

Служение

 

1. Епископство в Антиохии

Две традиции о служении в Антиохии:

а) Игнатий — третий епископ; первый — апостол Петр, второй — Еводий (Ориген, Евсевий (Церковная история III,22), Иероним)

б) Игнатий — второй епископ после ап. Петра (Петр основал Антиохийскую церковь, след. теоретически Петр – первый епископ)

Для того, чтобы примирить эти две традиции, Апостольские постановления вводят гипотезу, что Еводий был рукоположен Петром, а Игнатий — Павлом. И были одновременно епископами в Антиохии: первый был поставлен для христиан из иудеев, а другой – для христиан из язычников. По смерти же Еводия Игнатий один управлял Церковью.

(Т. о., получается, Игнатий – второй после Петра, но рукоположенный Павлом)

Подлинная причина возникновения предания о том, что Игнатий — второй после Петра — это:

а) слова Златоуста «Игнатий был близок с апостолами, и руки апостолов лежали на его честной главе». Отсюда предположение, что Петр рукоположил Игнатия.

б) очень малая известность Еводия. Неизвестно, сколько епископствовал Еводий, может быть, меньше года, отсюда его малая известность в истории Церкви.

в) Феодорит также утверждает, что он был преемником самого апостола Петра.

Сейчас считается общепринятым, что св. Игнатий был третьим после Еводия.

2. Установил в церковной службе антифонное пение (на два лика или хора).

Историк Сократ рассказывает, что Игнатий видел ангельские хоры, воспевающие Св. Троицу в антифонах, и поэтому ввел в Антиохии подобное пение.

3. По пути в Рим Игнатий написал несколько посланий

 

 

Т В О Р Е Н И Я

 

Послание к римлянам

Послание к ефесянам

Послание к магнезийцам

Послание к траллийцам

Послание к смирнянам

Послание к филадельфийцам

Послание Поликарпу Смирнскому

Послание к сирийцам (?)

не сохранилось

 

3 редакции произведений:

1. Пространная латинско-греческая редакция (1495) — 12 посланий.

С конца XV века до второй половины XVI века были найдены и изданы сначала на латинском, затем на греческом 12 посланий Игнатия Антиохийского, написанных на греческом языке, где, помимо семи упоминаемых у Евсевия, находились ещё 5 посланий:

Филиппийцам,

Тарсянам,

Антиохийцам,

диакону Ирону
(это — Максим Циник — конец IV века),

Марии Кособольской
(жительнице Киликии).

Скорее всего, эта редакция была создана в 60-х гг. IV в.; вполне возможно, что автором ее являлся Евсевий Эмесский

 

Некоторые считают его автором 15 писем:

12 посланий

+

2 послания ап. Иоанну Богослову

послание к Деве Марии (есть и Её ответ).

По всей вероятности, эти послания были написаны на Западе во время раннего средневековья (XI—XIII вв.).

 

2. Краткая греческая редакция — 6 посланий кроме послания к Римлянам.

В 1646 году исследователь древних рукописей по имени Восс во Флорентийской библиотеке находит греческий список посланий св. Игнатия в т.н. «Кодексе Медичей» (XI). Из семи посланий, о которых упоминает Евсевий, в новой редакции было 6 — отсутствовало послание к Римлянам.

 

3. Сирийская — самая краткая: Поликарпу, Ефесянам и Римлянам.

В 19 веке в Сирийском монастыре Нитрийской пустыни были найдены очень древние рукописи на сирийском языке.
Они представляют собой выборку из краткой греческой редакции (текстуально более краткая, чем послания, найденные Воссом.)
Кто-то перевел на сирийский язык только те послания и те места в них, которые ему приглянулись, они касаются, в основном, нравственно-назидательных рассуждений Игнатия.
Помимо перевода на сирийский язык, существует перевод, найденный в конце XIX века на армянский язык.

Наш русский текст составлен на основании краткой греческой редакции, но при составлении учитывались переводные тексты: латинский, сирийский и армянский

 

Кончина

 

Осуждение на смерть

В Антиохии происходит мятеж по причине высокого налогообложения. Христиане рассматриваются горожанами как причина всех их бедствий.

Чтобы прекратить возмущение, власти арестовали главу христианской Церкви в Антиохии — епископа Игнатия, который тут же осуждается на смертную казнь.

Игнатий был единственной жертвой этого гонения на христиан, он не говорит, что кто-то пострадал из христиан.

 

Путешествие в Рим на мученическую кончину

Из посланий мы узнаём, что его путешествие было тяжелым, под надзором строжайшей охраны, его сопровождающих Игнатий называет «леопардами»

Путешествие Игнатия Богоносца в Рим на мученическую кончину. Схема

Из Антиохии Игнатий попадает в г. Селевкию (портовый город).

Из Селевкии он по суше направлен в г. Смирну; при прохождении чрез малоазийские города, такие, как Филадельфия, Сарды и др. встречается с христианами.

В Смирне:

Игнатий останавливается у местного епископа Поликарпа, тогда еще молодого.
Сюда же прибывают епископы из близлежащих городов: из Ефеса, Магнезии, Трала для общения с Игнатием. Он вручает им послания для их Церквей.
Пишет и отправляет послание к римлянам, чтобы предупредить христиан о своей скорой мученической кончине в их городе, и просит не предпринимать никаких шагов для его избавления.

Затем Игнатий направляется из Смирны в Троаду (очевидно, морем)

В Троаде:

Получает радостное известие о том, что Антиохийская Церковь наслаждается миром.
Пишет три послания: к Филадельфийцам, к Смирнянам и Поликарпу, уже более оптимистично, чем из Смирны.
Просит филадельфийцев, чтобы те сообщили антиохийцам о нем и ободрили их.

Из Троады морем он плывет в Неаполь.

Из Неаполя пешком идет в Филиппы.

В Филиппах:

Просит филиппийцев отправить своё послание в Сирию (видимо, предназначенное для Антиохийской Церкви).
(Из послания Поликарпа Смирнского к филиппийцам следует, что филиппийцы прислали Поликарпу послание и сопроводительное письмо с просьбой переправить послание Игнатия в Сирию).
Послание Игнатия к Антиохийцам не сохранилось.

Переплыв Адриатическое море, высадился в Остии.

(Это римская гавань, из которой по р. Тибру суда направлялись в Рим, так как Рим не имеет выхода к морю)

Из Остии пешком Игнатий идет в Рим.

В Риме:

в амфитеатре Флавия Игнатий был растерзан дикими зверями.

 


110 год — общепризнанная точка зрения о кончине св. Игнатия Антиохийского. Произошло это в правление императора Траяна (98-117)

Ириней Лионский и Ориген прямо повествуют, что его кончина имела место в Риме, где св. Игнатий был брошен диким зверям.

 

Мученические Акты
(протоколы допроса и приговор)

Martirium Colbertinum

были изданы Руинартом в 1689 г.
Автор не известен
Исследовали пришли к выводу, что этот кодекс подложный и не современный св. Игнатию.

Martirium Vaticanum

изданы Дрeсселем в 1857 г

 

Акты позднего происхождения (IV и V век).
В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан).
Этот день и посвящен его памяти в Восточной Церкви, тогда как Западная Церковь с 1969 г. совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

 

Свидетельства:

Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Иоанн Златоуст: «Игнатий был близок с апостолами, и руки апостолов лежали на его честной главе»

 

См. также:
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4