my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Аристон Пелльский

Аристон из Пеллы*

Об этом писателе практически ничего не известно.
Это иудео-христианин первой половины II века.

 

Деяния


Евсевий в своем описании разрушения Иерусалима (Церк. история IV, 6) во время восстания Варкохбы упоминает Аристона Пелльского, историка, писавшего об этих событиях.

Согласно Пасхальной хронике VII в., Аристон Пелльский написал Апологию к императору Адриану. Никаких упоминаний или цитат у авторов древности об этом мы не находим.

 

Творения


«Диспут Иасона с Паписком»


(Ιάσονος και Παπίσκου άντιλογία περί Χρίστου)
(Dispute between Jason and Papiscus)


Представляет собой запись дискуссии между обращенным евреем Иасоном и александрийским иудеем Паписком, который в итоге просит крестить его.

Был, вероятно, литературно обработан Аристоном примерно ок. 140 г.

Кроме небольших фрагментов, произведение целиком утеряно.

 

Упоминание о произведении:


1. в антихристианском трактате Цельса «Истинное слово», датирующемся примерно 180 г.

«Я познакомился с такого рода толкованием** в «Споре Паписка и Иасона», достойном не смеха, а скорее жалости и негодования»

2. в сочинении Оригена «Против Цельса» (Origene. Contre Celse: Vol. 2).

Ориген защищает данное сочинение, не находя в книге ничего вызывающего отвращение и осмеяние.

Он суммирует содержание «Диспута» следующим образом: в этой книге христианин полемизирует с иудеем, опираясь на «иудейские писания», и показывает, что пророчества о Христе (т.е. Мессии) соотносятся с Иисусом.

3. дважды упоминает блаж. Иероним.

  • одно упоминание (толкование на Гал.?) показывает, что автор сочинения пользовался переводом Ветхого Завета в редакции Акилы.
     
  • второе упоминание («Книга вопросов еврейских на книгу Бытия» - Hebrew Questions on Genesis) передает одну фразу толкования Аристоном первой главы книги «Бытие», которая гласит: «В Сыне Бог сотворил небо и землю».

В данных свидетельствах речь идет только о самом «Диспуте», но не называется его автор.


4. Имя Аристона из Пеллы как автора данного сочинения впервые встречается в:

21схолии Максима Исповедника на Таинственное Богословие Дионисия Ареопагита (1 глава).

«Я прочел об этих семи небесах в сочиненном Аристоном из Пеллы диалоге Паписка и Ясона, о котором Климент Александрийский говорит***, что его сочинил святой Лука»

_________________________

* имеется ввиду, как я понимаю, город, который находится недалеко от Аммана в северной части долины реки Иордан

** Цельс говорит о нелепости и бессмысленности аллегорического толкования ветхозаветных историй

*** Здесь схолиаст ссылается на шестую книгу «Ипотипосы» Климента Александрийского

 

См. также:

Архимандрит Киприан (Керн) об Аристоне Пелльском

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4