my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Гай

По святителю Фотию (Bibl. Cod., 48):
Гай был пресвитером римской церкви при епископах Викторе (189–199?) и Зефирине (199–217), и позже по-видимому был рукоположен во «епископы язычников» (και εθνών έπίσκοπον).

Данное описание не является полезным, поскольку содержит смешанную информацию о Гайе и Ипполите Римском.

Евсевий называет Гайя клириком (Церковная История 2:25), но это не обязательно означает, что он был священником.

 

Творения

 

Фотий приписывает Гайю четыре работы:

1 Слово о всеобщей сущности (τον περί της του παντός ουσίας λόγον);
2. Диалог против Прокла;
3. Против ереси Артемона (Άρτέμωνος);
4. Лабиринт (Λαβΰρινθον).

Он не говорит, что читал эти сочинения кроме первого. Этот трактат теперь приписывают Ипполиту Римскому. Информацию относительно других трех Фотий получил из рассказов других.

Опять же, эта информация явл. смешанным описанием Гайя и Ипполита Римского.

 

Также Гайю приписывают Канон Муратория.

 

Получается, что Гайю доподлинно принадлежит только «диалог против Прокла»

 

«Против Прокла»


Прокл — лидер монтанистов в Риме.
Произведение утеряно за искл. цитаций.

 

Из сочинения мы узнием:

  • Гай признавал только тринадцать посланий Апостола Павла (исключал посл. Евреям)

    Дошел до нас и диалог Гая, мужа весьма разумного, жившего в Риме при Зефирине; он спорит с Проклом, отстаивающим фригийскую ересь. В этом диалоге, обуздывая дерзкую готовность еретиков составить новое Писание, он упоминает только тринадцать Посланий святого апостола, но среди них не числит Послания к Евреям. Некоторые в Риме и сейчас считают, что оно не принадлежит апостолу.

Евсевий Церковная История 6:20

 

  • Гайю принадлежит свидетельство о том, что апостолы Петр и Павел похоронены в Риме:

    (5) Итак, этот первый среди властителей богоборец (Нерон) горделиво поднял руку на апостолов. Рассказывают, что Павел при нем был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят; рассказ этот подтверждается именами Петра и Павла, уцелевшими на кладбищах этого города. (6) Это же утверждает и клирик, именем Гай, живший при Римском епископе Зефирине. Письменно возражая Проклу, главе катафригийской секты, он так говорил о тех местах, где положены священные останки упомянутых апостолов:
    (7) «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь».

    Евсевий Церковная История 2:25

 

  • Гай утверждал, что Апокалипсис Иоанна был работой гностика Керинфа.

    Это стало известно, когда Гвайн? (Gwynne) опубликовал несколько фрагментов из работы Ипполита Римского «Против Гайя» (Hermathena, VI, p. 397 sq.)

 

  • О еретике Керинфе:

    Мы знаем, что в это время жил и глава другой ереси — Керинф. Гай, слова которого я приводил уже раньше, в своих рассуждениях пишет о нем:
    (2) «И Керинф в откровениях, написанных будто бы великим апостолом, помещает лживые рассказы о чудесах, показанных ему ангелами; он говорит, что после воскресения наступит земное царство Христово и люди во плоти, вновь поселившиеся в Иерусалиме, будут рабами желании и наслаждении. Враг Писания, он, желая обмануть людей, говорит, что тысячелетие пройдет в брачном празднестве»

Евсевий Церковная История 3:28

 

  • О кончине Филиппа и его дочерей:

    (4) Вот сведения об их кончине. В диалоге Гая, которого мы недавно вспоминали, Прокл, против которого написано это исследование, говорит о кончине Филиппа и его дочерей согласно с вышеизложенным: «После него четыре пророчицы, дочери Филиппа, жили в Иераполе, асийском городе. Там же находится могила и отца их».

Евсевий Церковная История 3:31

 

 

Сочинения, приписываемые Гайю святителем Фотием,

но принадлежащие, скорее св. Ипполиту Римскому:

 

«Слово о всеобщей сущности»


Фотий о сочинении некоего Иосифа (Ίωσήπου):

  • в одном месте называется «О вселенной» (περί του παντός)
  • в другом — «О всеобщей причине»(περί της τοΰ παντός αιτίας)
  • а в третьем — «О всеобщей сущности» (περί της του παντός ουσίας)
             

«так как не сохранилось названия (подлинного?) этого слова, то одни, как говорят, приписывают его Иосифу, другие — Иустину Мученику, третьи — Иринею»

«это слово принадлежит не Иосифу, но некоему пресвитеру Гайю, проживавшему в Риме (Γαΐου τινός πρεσβυτέρου έν 'Ρώμη διατρίβοντος), который, как говорят, написал и «Лабиринт». Ему также приписывается диалог против некоего Прокла, защитника монтанистской ереси»

«Это поистине есть сочинение Гайя, который написал «Лабиринт», как он и сам в конце «Лабиринта» свидетельствует, что «Слово о всеобщей сущности» принадлежит ему. Но мне еще не до конца ясно, написал ли его он, а не кто-то другой»

На сегодняшний день принято считать, что произведение это принадлежит св. Ипполиту Римскому.
Но есть мнение, что Ипполиту и Гаю принадлежали собственные сочинения со схожими названиями. (См. здесь)

 

«Против ереси Артемона»


Евсевий не называет Гайя автором этой работы.
Он очевидно не знал, кто был автором.
Автором сочинения признан Св. Ипполит Римский.

Цитаты из сочинения см.: Евсевий. Церковная История 5:28

 

«Лабиринт»


Феодорит и Никифор утверждают, что работа, отрывки из которой цитирует Евсевий в Церковной Истории 5:28, имела название «Малый (небольшой) Лабиринт».

 

 

О нем упоминают:

патриарх Фотий
Евсевий
Иероним Стридонский (de Vir. Ill., 59),
Феодорит (Haer. Fab., II, iii)
Никифор Каллист (Hist. Eccl., IV, xii-xx)

 

Гай, епископ Рима, живший во времена Зефирина, т.е. во времена правления Антонина, сына Севера, создал очень значительный труд «Против Прокула», последователя Монтана, обвиняя его в безрассудстве защиты нового пророчества, и в той же книге, перечисляя только тринадцать посланий Павла, утверждает, что четырнадцатое, ныне называемое к Евреям, Павлу не принадлежит. Римляне по сей день считают, что это послание не принадлежит апостолу Павлу.

Иероним Стридонский. О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ. Глава 59.

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4