my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Св. Ипполит Римский
Творения

О св. Ипполите

 


• ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ •

 

«Апостольское предание»

< читать >

 

Написанно около 215 г.
Заглавие этого сочинения имеется на статуе св. Ипполита
Считалось утраченным до 1910 г.


О латинской версии:

«Egyptian Church Order»
Названо так потому, что стало известно вначале в эфиопском и коптском переводах.
В 1910 г. Е. Шварц, а в 1916 г. Р. Конноли доказали, что версия воспроизводит «Апостольское предание» св. Ипполита.


Содержание:

1 часть.

пролог
правила, относящиеся к избранию и посвящению епископа
молитва этого посвящения
чин Евхаристии
чины благословления елея, сыра и маслин
правила и молитвы, относящиеся к поставлению пресвитеров и диаконов
о разных категориях христиан:
— об исповедниках,
— о вдовах,
— о чтецах,
— о девах,
— о иподиаконах
— о тех, кто обладает даром исцеления

2 часть.

о поведении мирян:
— правила, относящиеся к новообращенным
— искусства и профессии, запрещенные для христиан
о оглашенных
о Крещении
о Миропомазании
о первом Причащении

3 часть.

описываются:
— воскресное богослужение
— литургия
— правила поста
— агапа
— чин освящения масла.
о духовной жизни каждого христианина в отдельности
о времени молитвы
о духовном чтении
о крестном знамении
и пр.

 


На произведении основываются:

  • «Апостольские постановления» (8 книга)
  • «Завещание Иисуса Христа»
    (приблизительно V век, сохранилось в сирийской версии)
  • «Правила Ипполита»
    (приблизительно V век, сохранилось в арабской и эфиопской версии)

 

 

 


• ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ПОЛЕМИЧЕСКИЕ •

 

 

«Синтагма»
или
«Против всех ересей»

 

Трактат написан при жизни папы Зефирина (199 — 217).
Сочинение утрачено.

Упоминают о сочинении:

  • сам св. Ипполит (Философумена, 1, 20)
  • Евсевий (Церк. ист., 6, 22)
  • бл. Иероним (О знаменитых мужах, 61)
  • патриарх Фотий (Библиотека, № 121)
    (Согласно Фотию, речь в произведении шла о 32 ересях вплоть до ереси Ноэта.)

Пользовались «Синтагмой» в качестве источника:

 

 

«Обличение всех ересей»

или

«Философумена»

(«Опровержение ересей»)

[Elenchos]
или
[Refutatio omnium haeresium]


Аутентичность: вопрос о том, был ли Ипполит действительно автором данного произведения, остается открытым.

Трактат написан после смерти папы Каллиста, т. е. после 222 г

О названии:
Оба названия принадлежат св. Ипполиту

«Обличение всех ересей»:

  • 1-4 книги («Философумена») – речь идет о греческой философии
  • 5-10 книги

Упоминание о сочинении:
у Евсевия (Церк. ист., 6, 22) - нет
у бл. Иеронима (О знаменитых мужах, 61) - нет
на памятнике из Латеранского музея - нет
Патриарх Фотий - знал это сочинение под названием «Лабиринт» (Библиотека, № 48).

Содержание:

Книга 1 известна науке с 1701 г., однако долгое время она приписывалась Оригену.

По главам:

1 .................. Фалес
2 .................. Пифагор
3 .................. Эмпедокл
4 .................. Гераклит
6 .................. Анаксимандр
7 .................. Анаксимен
8 .................. Анаксагор
9 .................. Архелай
11 ................ Парменид
12 ................ Левкипп
13 ................ Демокрит
14 ................ Ксенофан
15 ................ Экфант
16 ................ Гиппон
18 ................ Сократ
19 ................ Платон
20 ................ Аристотель
21 ................ Стоики (Хрисипп и Зенон)
22 ................ Эпикур
23 ................ Академики (скептики)
24 ................ Брахманы
25 ................ Друиды
26 ................ Гесиод [Hesiod].

Книги 2 и 3 (утрачены) речь шла, вероятно, о языческих культах и обрядах, о мифологии греков и варваров

Книга 4 посвящена астрологии и магии

1–7 .............. «Астрологи»
8–12 ............ «Астрономы»
14 ................ «Арифметики»
15–27 .......... «Астрологи»
28–42 .......... «Маги»
43–44 .......... «Египтяне»
46–50 ........... Арат
51, 1–9 ........ «Пифагорейцы»
51, 10–14 .... «Медики»

В книгах 5 — 9 св. Ипполит говорит о ересях, указывая на прямую зависимость каждой из 33 гностических сект от того или иного течения в античной философии.
(содержатся цитаты из потеряных гностических писаний)

Книга 5:

6–11 ............ Наассены
12–18 .......... Ператы
19–22 .......... Сетиане
23–27 .......... Юстин Гностик «книга Баруха»

Книга 6:

7–20 ............ Apophasis Megale [трактат, который Ипполит приписывает Симону Магу]
21–22 .......... Платон
23–28 .......... Пифагор
29–36 .......... Валентин
37, 1–6 ........ Платон [«Второе письмо Платона»]
38 ................. Последователи Валентина
39–54 .......... Марк и Колорбас

Книга 7:

14–19 .......... Аристотель
20–27 .......... Василид
28 ................ Сатурнин и Менандр
29, 1; 30 ...... Маркион
29, 2–29 ...... Эмпедокл
31 ................. Препон
32 ................. Карпократ
33 ................. Керинт
34 ................. Эбиониты
35 ................. Теодот Византийский
36, 1 ............. Теодот «Мелхидесианин»
36, 3 ............. Николай
37 ................. Кердон и Луциан
38 ................. Апеллес

Книга 8:

8–11 ............ Докетисты
12–15 .......... Монойм
15, 1–2 ........ Monoimi Epist. ad Theophrastum
16 ................. Татиан
17 ................. Гермоген
18 ................. Quatrodecimani
19 ................ Фригийцы (Монтан, Присцилла, Максимилла)
20, 1–3 ........ Энкратиты
20, 3 ............ Каиниты, офиты, ноахиты

Книга 9:

6 ...................... Предисловие
7 ...................... Ноэт, Эпигон, Клеомен
8–10, 8 ........... Гераклит
10, 9–12 ......... Ноэт, Эпигон, Клеомен
11–12 ............. Каллист
13–17 ............. Алкивиад и Элхасиаты
18, 1–2 ........... Иудеи
18, 3 – 28, 2 ... Ессены
28, 3–5 .......... Фарисеи
29 ................... Саддукеи
30 ................... Иудеи

В книге 10 говорится о ветхозаветной истории и истинной христианской вере

Иногда книгу называют Syntagma (или Epitome)
Начинается краткой выдержкой из Секста Эмпирика и представляет собой краткую сводку «всех ересей» и является, по сути, независимым произведением.

X, 6–8 Epitome philosophorum [Sext. Emp.?]

9–29 Epitome haereseon

9 ................... Наассены
10 ................. Ператы
11 ................. Сетиане
12 ................. «Симон Маг»
13 ................. Валентин и его школа
14 ................. Василид
15 ................. Юстин Гностик
16 ................. Докетисты
17 ................. Монойм
18 ................. Татиан
19 ................. Маркион и Кердон
20 ................. Апеллес
21 ................. Керинт
22 ................. Эбиониты
23 ................. Теодот Византийский
24 ................. Мелхиседиане
25 ................. Фригийцы
26 ................. Ноэтиане
27, 1–2 ......... Ноэт
27, 3–4 ......... Каллист
28 ................. Гермоген
29 ................. Элхасаитяне
30–31 ........... Библейская хронология
31–32 .......... «Истинное слово»
34 ................. Заключение

Первая книга дошла до нас в пяти списках.
Полный текст сохранился в единственном манускрипте Parisinus suppl. gr. 464.

Книги 4 — 10 открыты М. Миноидисом в 1942 г. в афонской греческой рукописи XIV в.

Издания:
Refutatio omnium haeresium. Ed. Miroslav Markovich. Berlin: De Gruyter, 1986;
P. Wendland (GCS 26), Leipzig, 1916.

Информация о содержании этой книги из источника:
Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002.

 

 

«О Христе и антихристе»

< читать >

 

Считается самым важным сочинением на данную тему во всей патристической литературе.

Написано около 200 г. (в царствование императора Септимия Севера после издания эдикта (202 г) против христиан?)

Сохранилось в греческом оригинале, а также в славянской, грузинской и частично армянской версиях.

Обсуждаются следующие вопросы:

— кто такой антихрист
— каково будет его пришествие
— происхождение антихриста
— его жизнь, деятельность
— Второе Пришествие Христа
— осуждение нечестивых
— оправдание праведников

 

 

«О всеобщей причине. Против Платона»
или
«Слово против Эллинов»

(О природе Всего)

< читать >

 

Заглавие на статуе св. Ипполита: «Против эллинов и Платона, или О Всем».

Св. Ипполит упоминает о произведении в «Философуменах» (10, 32)

Трактат был написан до 225 г.

Текст утрачен, за исключением нескольких фрагментов в «Священных параллелях» преп. Иоанна Дамаскина.

* * *

Здесь мы имеем:


Существует мнение, что речь идет о разных произведениях.
Оно основывается на противопоставлении фактов, приведенных ниже в таблице:

ФОТИЙ
Библиотека, № 48
ДОКУМЕНТ У МИНЯ
PG. Т. 10, 796—801
О названии

Фотий о сочинении некоего Иосифа (Ίωσήπου):

  • в одном месте называется «О вселенной» (περί του παντός)
  • в другом — «О всеобщей причине»(περί της τοΰ παντός αιτίας)
  • а в третьем — «О всеобщей сущности» (περί της του παντός ουσίας)

не упоминает второе название сочинения — «Слово против Эллинов»

В патрологии Ж- П. Миня сочинение называется «О всеобщей причине. Против Платона»

и

приводится второе название — «Слово против Эллинов»

 

Об авторе

«так как не сохранилось названия (подлинного?) этого слова, то одни, как говорят, приписывают его Иосифу, другие — Иустину Мученику, третьи — Иринею»

  «это слово принадлежит не Иосифу, но некоему пресвитеру Гайю, проживавшему в Риме (Γαΐου τινός πρεσβυτέρου έν 'Ρώμη διατρίβοντος), который, как говорят, написал и «Лабиринт» (Λαβΰρινθον). Ему также приписывается диалог против некоего Прокла, защитника монтанистской ереси»

  «Это поистине есть сочинение Гайя, который написал «Лабиринт», как он и сам в конце «Лабиринта» свидетельствует, что «Слово о всеобщей сущности» (τον περί της του παντός ουσίας λόγον) принадлежит ему. Но мне еще не до конца ясно, написал ли его он, а не кто-то другой»

приписывается священномученику Ипполиту Римскому
Убеждения автора Римский пресвитер Гай обличал хилиазм
(написал сочинение против Прокла, главы римских монтанистов, которые придерживались хилиастических взглядов).

Известно, что священномученик Ипполит придерживался хилиастических взглядов

Хилиастическое учение о том, что до Второго пришествия в аду находятся души как праведников, так и грешников  мы находим уже в первой главе данного сочинения

 

Содержание

Из пересказа святителем Фотием «Слова о сущности всего» следует, что оно разделялось на два слова (λογιδ(οις), в которых:

1. автор показывает что «Платон противоречит самому себе»

2. опровергает некоего Алкиноя (Άλκίνουν), который «неразумно и ложно рассуждает о душе, материи и воскресении» (περί ψυχής καΐ ϋλης καΐ αναστάσεως)

3. предлагает свое собственное учение об этом

4. убеждает, что греки не должны гордиться древностью своего происхождения, так как иудеи в этом превосходят их.

Фотий ни слова не говорит о эсхатологической части, опубликованной Минем.

из второй главы «Слова против Эллинов» ясно вытекает,
что автор отнюдь не считает, что «Платон противоречит самому себе»







автор обсуждает вопрос о воскресении (см. гл. 2).

 

 

«Против ереси Артемона»

Сохранились отдельные фрагменты в цитации Евсевия (Церк. ист., 5, 28).
Было написано после «Философумен».
За исключением цитат Евсевия, утрачено.

 

 

«Увещание к Северину»

Обозначено в списке на статуе св. Ипполита.
Полностью утрачено.

 

 

«Против Маркиона»

Упоминают:

Евсевий (Церк. ист., 6, 22)
Бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 61)

Полностью утрачено

 

 

«О благе и источнике зла»

Указано в списке на статуе.
Возможно, идентично трактату «Против Маркиона» (ересь Маркиона включала учение о природе добра и зла).
Полностью утрачено.

 

 

«О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе»

Упомянуто в списке на статуе.

Было направлено против ереси «алогов» (отрицали христианское учение о Логосе. Лидер – Гаий).

Св. Епифаний (Против ересей, 51) использовал сочинение св. Ипполита при описании «алогов».

Не сохранилось.

 

 

«Против Гаия»

Сирийский писатель Дионисий бар-Салиби (1171 г.) приводит пять фрагментов из работы.
Вероятно, идентична трактату «О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе».
Не сохранилось.

 

 

«О Боге и воскресении плоти»

Обозначено на статуе
Не сохранилось
Его можно отождествить с нижеслед. произведением:

 

 

«Слово против Верона и Элика о богословии и воскресении плоти»

До нас дошли несколько фрагментов.

 

 

 


• ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ •
(исторические)

 

 

«Хроника»
или
«Книга хроник»

 

Написана св. Ипполитом в 234 г.

Сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах;
из греческого оригинала сохранились лишь отдельные фрагменты.

Перечисляет важнейшие события от сотворения мира до 234 года.
посвящена также разделению земли между потомством Ноя (Быт. 10), и описанию пути из Александрии в Испанию.

Направлена против ожидающих скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (см. хилиазм).

Св. Ипполит использовал в качестве источников:

 

 

«О пасхалии»
или
«Определение времени Пасхи»

 

Сочинение было написано в 222 г.
Содержится в списке на статуе св. Ипполита
Сохранились лишь отдельные фрагменты на греческом и сирийском языках.

«Тогда же Ипполит среди прочих “Памяток” написал книгу о Пасхе, где, высчитывая время, дает пасхалию на 16 лет, начиная первым годом царствования императора Александра [Севера]»
(Евсевий. Церк. ист., 6, 22).


Цель написания:
освободить от необходимости обращаться к еврейскому календарю при пасхальных вычислениях и научно вычислить время пасхального полнолуния.

Однако не позднее 237 г. вычисления св. Ипполита разошлись с астрономическими данными.

Около 243 г. появился трактат «Об исчислении Пасхи». Цель – откорректировать пасхалию св. Ипполита. Ошибочно приписан св. Киприану Карфагенскому.

 

 

 


• ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ •

 

 

«Беседа против ереси Ноэта»

 

Сохранился фрагмент.

Предполагают, что это заключительная часть утраченной «Синтагмы».

Фрагмент направлен против монархианского и патрипассианского модализма Ноэта.

 

 

«Беседа на Богоявление»

 

Подлинность подвергается сомнениям

 

 

«Беседа о Пасхе»

 

Считалась утраченной (кроме двух фрагментов на сирийском языке и одного на латыни в Актах Латеранского Собора)
В 1926 г. X. Мартэн установил, что одна из бесед Златоуста «На Святую Пасху», считавшаяся неподлинной, принадлежит св. Ипполиту.

10 лет спустя ученый опубликовал рукопись, датируемую V —XI вв. и содержащую значительную часть той же беседы под именем «святого Ипполита, епископа Римского и мученика».

Однако похоже, что беседа переделана в IV в. с целью противостоять арианам.

Т. о.:
Беседа Ипполита III в. + антиарианские интерполяции IV в. = беседа под именем Златоуста

Темы:
Ветхозаветня Пасха как прообраз Новозаветной,
искупительный подвиг Христа,
Его сошествие во ад и победа над смертью.

 

 

Беседа «В похвалу Господу Спасителю»

 

О ней упоминают:

  • бл. Иероним :
    «Написал … также проповедь в похвалу нашего Господа и Спасителя, в которой дает понять, что произносил ее в церкви в присутствии Оригена». (О знаменитых мужах, 61)
  • св. Софроний Иерусалимский
  • Никифор Каллист (под названием «О похвале Господу нашему Иисусу Христу»).

Полностью утрачена.

 

 

 


• ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ •

 

«Толкование на Шестоднев» Сохранилось во фрагментах.
«О том, что было после Шестоднева» или
«На Бытие»
Уцелели фрагменты.
«О благословении Валаама» Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского
«Об Елкане и Анне» Сохранились цитаты в «Диалоге против еретиков» блж. Феодорита Киррского.
Трактат «О благословлении Иакова» Представляет собой комментарий на Быт. 49. Он сохранился в греческом оригинале, а также в армянской и грузинской версиях.
«О благословении Исаака»  
Трактат «О благословении Моисея»
Комментарий к Втор. 33. Сохранился в армянской и грузинской версиях; лишь два отрывка – в греческом оригинале.
«Толкование на кн. Судей»
Есть фрагмент на греческом.
«Толкование на кн. Руфь»
Уцелел небольшой фрагмент на греч., открытый на Афоне в 1895.
История Давида и Голиафа
Представляет собой комментарий на 1 Цар. 17
Сохранилась только на армянском и грузинском языках.

«О Псалмах»

Из греческого оригинала сохранилось лишь три фрагмента в цитации блж. Феодорита.

На сирийском языке сохранилось предисловие к псалмам. Ориген впоследствии пользовался им в качестве источника.

«Толкование Притчей»
Уцелело несколько отрывков.
«Толкование Екклесиаста» Есть лишь один отрывок.

«Толкование Песни Песней».

Грузинская версия наиболее полная. Текст заканчивается комментарием на Песн. 3, 7.
Существуют фрагменты на греческом, славянском, армянском и сирийских языках.

Представляет собой серию бесед. Жених и невеста из Песни Песней рассматриваются в соответствии с александрийской экзегетической традицией как аллегорическое изображение Христа и Церкви или Бога и человеческой души.

Блж. Августин использовал в своем комментарии к 118 псалму.

«Толкование на прор. Исайю»
(на избранные места)
Известно только название.
«Толкование на прор.Иезекииля»
(на избранные места)
Сохранился небольшой фрагмент на сирийском языке.
«Толкование на прор. Захарию»
(на избранные места)
 
«Толкование на книгу пророка Даниила»

Написано около 204 г. Сохранилось целиком в славянской версии и частично в греческом оригинале.

Это — наиболее ранний комментарий на данную книгу Библии.

Содержание:

  1. — 1 книга
    (видения 1 и 2):
    история Сусанны
    (автор усматривает аллегорию Церкви — невесты Христа).
  2. — 2 книга
    (видения 3 и 4):
    о истории Навуходоносора и трех отроках,
    о четырех царствах, упоминаемых Даниилом: вавилонском, персидском, греческом и римском.
  3. — 3 книга
    (видения 5 — 7):
    о видениях Навуходоносора — дерева и кисти руки,
    о том, как Даниил был ввержен в ров ко львам; обсуждается вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства.
  4. — 4 книга
    (видения 8 — 12): обсуждается видение четырех зверей, тексты об овне и козле, о семидесяти седминах, о «царях южных и северных» и о трех персидских царях.

    Содержит наиболее раннее упоминание о том, что Христос родился 25 декабря, в среду, в 42-й год правления императора Августа. (Предполагают, что это интерполяция, однако сделанная весьма рано).
«Толкование на избранные места из Матфея» Уцелели лишь отрывки на коптском, арабском и эфиопском языках.
«О двух разбойниках»  
«Толкование на притчу о талантах»  
«Толкование Апокалипсиса» Известно только заглавие.
«О Христе и Антихристе»
< читать >
Произведение хотя и носит догматич. характер, содержит экзегетич. темы
см. выше

 

 

 


• НЕПОДЛИННЫЕ •


«Слово о кончине мира, об антихристе и Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа»

«Известия о двенадцати апостолах и семидесяти учениках Христа»

некоторые другие сочинения

 


Список использованной литературы:

  1. Прот. Валентин Амус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  2. Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  3. Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский.
    [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  4. Мень А. Библиологический словарь
  5. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  6. Фокин А. Сохранившийся фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона». Предисловие переводчика.
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4