my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Ермий Философ

апологет христианства II - III в. (?)

О жизни этого христианского писателя нет никаких данных.
В своем произведении он именуется как «Ермий Философ»
(Έρμείου φιλοσόφου)

 

Творение


«Осмеяние внешних философов»

(Осмеяние языческих философов)

( διασυρμός των έξω φιλοσόφων)



Дошло до нас в 16 манускриптах.
Самый ранний из них («Патмосский манускрипт») датируется XI-XII вв., остальные XIV-XVI вв.

 

Содержание произведения
 

Представляет собой памфлет или сатиру на философию (10 маленьких глав)

 

Начинается цитатой из ап. Павла:
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...
(1Кор.3:19)

Далее повествуется о противоречии отдельных философских школ друг другу.

Отрывок:

«То я  бессмертен и радуюсь, то — смертен и плачу. Ныне я расторгаюсь на атомы, становлюсь водой, воздухом и огнем; а чуть позднее я — уже не воздух и не огонь, но меня делают диким животным, рыбой и братом имею я дельфина. Когда я смотрю на самого себя, то пугаюсь своего тела, и не знаю, как называть его: человеком или собакой, волком или быком, птицей или змеем, драконом или химерой. Во всех животных превращают меня философы: земных, водяных, пернатых, многообразных, диких и домашних, безгласных и благозвучных, неразумных и разумных»

Дальше следуют перечисления противоречий отдельных мыслителей в области метафизики и космологии (гл. III-Х):

Демокрита,
Левкиппа,
Гераклита,
Эпикура,
Пифагора.

Никакой положительной системы этому не противопоставлено.

 

Датировка разными учеными:
 

II в. — Отто

III в. — Барденхевер (основывается на том, что взгляды Ермия совершенно свободны от влияния неоплатонизма)

Не ранее IV или V века — Харнак ( т. к. видит в произведении Ермия зависимость от Аполлинария Лаодикийского)

V-VI вв. — Отто, издавший его произведение, Менцел, Вендланд (за VI век)

 

Примечание и оценка
 

«критика ведется довольно поверхностно, философские тезисы берутся вне своей связи, сопоставляются часто без системы, часто представляются в карикатурном виде, но при всем том Ермию нельзя отказать в силе иронии и одушевленности речи; слог его простой и непринужденный»

Епифанович С. Л.
Патрология: Церковная письменность I-III вв.

 

 

Свидетельства:

Сочинение практически не оставило никаких следов: ни один христианский писатель поздней античности и средневековья прямо не ссылается на него и не упоминает о нем.

 

См. также:
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4