my studies и с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е ... |
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
Отцы ЦерквиЦерковь Христова есть царство истины и святости, основанное Христом Господом и силою Св. Духа, действующего чрез избранных своих, всегда живое в членах своих...; а высокая честь быть избранными орудиями Духа Божия предоставлена отцам Церкви. Филарет Черниговский Отцы нам интересны не только как исторические свидетели, то есть не только в качестве свидетелей, рассказывающих о том, как жили христиане в древние времена. Отцы — не только свидетели церковной жизни своего времени. Прежде всего — они свидетели того Духа, Который веет из надвременной Вечности и потому дышит во всех столетиях. Диакон Андрей Кураев.
Отец Церкви — это верный выразитель церковного Предания, верный представитель церковного Предания, отец — это свидетель истинной веры.
Католические ученые и богословы выдвигают четыре основных критерия для определения понятия «отцы Церкви»:
В отличие от них «церковными писателями» являются все богословские писатели древности, даже и без признаков православности и святости, тогда как под понятие «церковного учителя» подходит автор, не имеющий за собою древность, но зато обладающий «выдающейся ученостью» (эрудицией) и Церковью особливо провозглашенный таковым.
Принцип
«согласия отцов» «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека». прп. Викентий Лиринский
Периодизация.
Западная наука Рубежом святоотеческой литературы считается:
Восточная наука Считается, что рубежей в святоотеческой письменности было три:
Период до Иоанна Дамаскина и Исидора Севильского или период, завершающийся 1054 годом, можно назвать «классическим периодом» развития святоотеческой письменности.
Для удобства изучения святоотеческих творений можно выделить следующие периоды:
Каждый из этих периодов можно по отдельным признакам подразделить еще
на отдельные периоды.
|