my studies и с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е ... |
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
Александрийская богословская школаИсследователь жизни Оригена, Даниэлу, говоря об александрийской школе, считает, что надо различать три понятия, которые часто смешиваются при произнесении этого имени. Во-первых, по примеру частных школ языческих философов, христиане также открывали свои частные школы, в которых они объединяли жаждущих духовного просвещения; во-вторых, известная группа мыслителей, независимо от систематического преподавания, распространяла в Александрии свои учения, что и могло бы быть названо «александрийской школой», в настоящем смысле этого слова; наконец, в-третьих, надо указать на то специальное духовно-просветительное учреждение, в котором христианская доктрина преподавалась лицам, желающим присоединиться к христианству и в нем проходившим подготовительное изучение христианства перед принятием крещения. Архим. Киприан (Керн). Курс по патрологии, читанный в Парижском Богословском Институте. Глава XVII Александрийское огласительное училище II-III вв.Руководители:Коптские источники сообщают, что сам апостол Марк назначил первого ректора — Иуста, которого на этом посту сменили Евмений и Маркианий. Далее: возможно Афинагор Затем (достоверно): Пантен ок. 180-190(2) Афанасий Великий (293 – 373)? Кирилл Александрийский (315 – 387)? Пиерий Феогност? После смерти Дидима (313 — 398 гг.), школа перестает существовать.
История школыДо Пантена (180—191 гг.), Христианское училище в Александрии ничем
не отличалось от других подобных шклол, существовавших при епископских
кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращавшихся
в христианство и подготовки будущих пастырей Церкви. Тогда же произошло разделение школы на два направления:
Школа развивалась при Клименте, Оригене, Иракле, Дионисии... Затем был ложный период арианских споров После смерти Дидима (395 г.) школа пребывала в состоянии упадка, причиной которого отчасти явилось невнимание к изменению богословских авторитетов. Наследовавший Дидиму катехет Родон оставил эту школу в 405 г. и удалился в Сиду, отчасти из-за того, что понимал ее бесплодность и упадок, отчасти потому, что епископскую кафедру в Александрии занимал в это время св. Феофил (385-412), явный противник Оригена, язычества и греческой культуры, кот. не мог терпеть занятия теологией. Школа пала сама собою, незаметно для всех. Возможно, в виде начальной ступени (тривиума) еще существовала во времена св. Кирилла, но окончила свое бытие во времена арабского нашествия. Отличительная черта богословия александрийцев
Основное место в Александрийской школе занимало аллегорическое толкование Священного Писания. Причина тому — развитие исповедания александрийцами принципа усвоения христианством элементов античной культуры, в частности, философии.
Вообще иносказательный способ имеет след. историю:
См. также:Святоотеческое учение о человеке (доникейская антропология): александрийское богословие // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы |