my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Апологеты

Некоторые особенности:

Апологетика (от греч. apologia — защита) — раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения.

Именование «апологет» закрепилось в основном за раннехристианскими писателями 2-3 вв., создавшими особый жанр богословско-полемических сочинений — апологии.

 

История апологетики

* проф. Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины»
(§ 2. Краткий очерк истории Апологетики)
* Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские.


Условно историю апологетики можно разделить на след. периоды:

  • Апологетика раннехристианская и эпохи Вселенских Соборов (II–VII вв.)
  • Апологетика Средневековья и эпохи Возрождения (VIII–XV вв.)
  • Апологетика Нового времени (XVI–XIX вв.)
  • Апологеты ХХ века

 

Раннехристианская апологетика


  1. Направленновть на иудаизм

    Основная тема — мессианство Иисуса

  2. Направленновть на язычников

    Тематика:

    • монотеизм
    • уникальности Богоявления во Христе,
    • опровержение различного рода обвинений против христиан

Представители:

Кодрат

Аристид

Аристон Пелльский

Св. мученик Иустин-Философ

Татиан Ассириец

Ермий Философ

Милтиад

Аполлинарий Иерапольский

Афинагор Афинянин

Мелитон, еп. Сардийский

Св. Феофил, еп. Антиохийский

Минуций Феликс

Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200)

Св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь в правление имп. Коммода (180–192).
(Сохранилась в мученических актах).


Помимо прочих сочинений апологии пишут:

  • Климент Александрийский
    • «Протрептик» («Увещание к эллинам»)
       
  • Псевдо-Мелитон
    • «Слово к Антонину» (нач. III в.).
       
  • Ориген
    • «Против Цельса»
       
  • Евсевий Кесарийский
    • «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (Praeparatio evangelica, 312–322).Стимулом для написания было появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия.
    • «Против Иерокла» (311-313)
      Об Иерокле
       
  • Тертуллиан
    • «К язычникам» 2 книги (Ad nationes, 197).
      [взяв за основу книгу Варрона «Божественные древности» (Antiquitates rerum divinarum), в которой содержится критика римской религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога].
    • «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197)
    • послание к Скапуле, проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212)
    • «Против иудеев» (Adversus Iudeos; между 198 и 206)
       
  • свт. Киприан Карфагенский
    • «Книга о суетности идолов» (De idolorum vanitate),
      [доказывается, что языческие божества это цари, которым после их смерти начали поклоняться].
    • В «Книге к Деметриану» (Ad Demetrianum, ок. 252), [Деметриан, обвинял христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, свт. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий.]
    • «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249) [Антииудейское сочинение]
       
  • Арнобий Старший
    • 7 книг «Против язычников» (Adversus nationes; кон. III — нач. IV в.) [первые две апологетические, остальные — полемические]
       
  • Лактанций
    • «Божественные установления» в 7 книгах (Divinae institutiones; 304-313) [аполог. материал + система вероучения]
    • «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303)
      [написанно против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). Защищается возможность применения к Богу слова «гнев»]
    • «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314). [присутствуют апологетические темы]

 

Апологетика эпохи Вселенских соборов


Апологетика постепенно переходит от борьбы с внешними врагами к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самого христианства.

 

Средневековье


Апологетика этого периода ориентирована на полемику с исламом.

  • Прп. Иоанн Дамаскин «Разговор сарацина и христианина»
  • Сочинения Никиты Византийского, императора Иоанна VI Кантакузена
  • Кардинал Николай Кузанский «Опровержение Корана»

В Испании в 1250 году для подготовки апологетов с целью борьбы с исламом и иудейством был открыт специальный институт.

Эпоха Возрождения


Причины для развития апологетики:

  1. развитие рационализма, чему способствовало переосмысление античного мировозрения
  2. развитие антропоцентризма

Иероним Савонарола «Торжество креста против мудрых века»
Раймунд Сабундский «Естественное богословие»

Новое время (после Реформации)


Реформация была толчком к развитию многих нецерковных и антихристианских идей и философских направлений (деизм, пантеизм, материализм)


Английская
апологетическая школа (борьба с деизмом)


Нидерланды:

Гуго Гроций «Об истинности христианской религии»
[Гуго Гроций — юрист, историк и государственный деятель XVII века]


Германия:

В XVII—XVIII веках Богословов-апологетов не было, но вклад в апологетическую мысль внесли философы.

  • Лейбниц «Монадология»
    («развивает учение о предустановленной гармонии мира, а также дает философское обоснование доказательств бытия Бога, особенно космологического и телеологического, и бессмертия души» [проф. А. И. Осипов])
  • Лейбниц «Теодицея»
    («предлагает опыт рационального обоснования веры и ее согласования с разумом» [проф. А. И. Осипов])
  • Вольф «Естественное богословие»


Франция:


В XVII—XVIII веках действовала целая апологетическая богословско-философская школа Боссюэ и Фенелона
Фенелон «О бытии и свойствах Божиих».
Б. Паскаль «Мысли Паскаля о вере и некоторых других предметах».

В конце XVIII — начале XIX веков апологетическая школа, основанная Шатобрианом (против французских просветителей и их идеи о первенстве человеческого разума)

Ф. Р. Шатобриан «Гений христианства»

Также:

Ж. Э. Навиль «Отец Небесный» и «Вечная жизнь»
III. Бонн «Созерцание природы» (материал о разумности Творца)

** Апологетический отклик на идеи мифологической школы

(«…не только отвергла историческое существование Христа и других библейских лиц, но и представила христианство не более как вариацией на темы различных мифов и религий древних народов»[проф. А. И. Осипов]).

Еп. Уэтли «Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта» —
апология-памфлет ( «доказывает», пользуясь методом мифологической школы, что Наполеона Бонапарта никогда не было).

Ж.-Б. Перес «Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в.» (М., 1912).

Э. Пресансе «Иисус Христос и Его время» (СПб., 1871).


** Ответ идеям т. н. Ново-тюбингенской отрицательной историко-критической школы

(пыталась оспорить подлинность книг Ветхого и Нового Заветов и многих описываемых в них событий)

Ф. Геттингер «Апология христианства» в 2-х частях (рус. пер. изд. 1872 — 1873)
И. Иерузалем «Размышление о важнейших истинах религии» в 5-ти томах (рус. пер. изд. 1806, 1817, 1831, 1833 гг. и др.)
Х. Э. Лютардт «Апология христианства» ( рус. пер. изд. СПб. 1892)


** Ответ дарвинизму


** Также:

Э. Кант. «Критика чистого разума» & «Критика практического разума»

Апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера

Теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим.

Подробнее:

В XIX веке западное богословие все сильнее оказывается в зависимости от наиболее популярных философских систем мысли: Канта, Гегеля, Шеллинга и др. Все шире распространяются рационализм, атеизм, пантеизм, различные мистические идеи и движения. Это в свою очередь обусловило интенсивное развитие апологетической деятельности. (Обширная критическая литература по данным вопросам имеется в трудах русских апологетов.)
Свой вклад в Апологетику внес крупный германский философ Э. Кант. В своей «Критике чистого разума» он приходит к заключению, что существование Бога нельзя доказать рациональными способами, но также нельзя и опровергнуть. В то же время в «Критике практического разума» Кант утверждает, что принятие существования Бога является необходимым постулатом нравственного сознания человека. Нравственный аргумент («доказательство») бытия Божия быстро вошел в арсенал апологетики. Однако многие утверждения Канта, напр., отрицание промысла Бога в мире, Откровения, фактическое отождествление религии и морали и др., были неприемлемы для христианского сознания. Они, как и его критика традиционных доказательств бытия Бога, встретили сильное противодействие со стороны апологетов.
Другим крупным философом, оказавшим влияние на развитие апологетической мысли XIX века, был Гегель. В своем «панлогизме» («все есть мысль») Гегель попытался преодолеть деистическое понимание Бога и упразднить разрыв между верой и разумом. Однако в его системе живой, личный Бог растворяется и исчезает в безличном, отвлеченном философски-холодном Абсолюте, а вера подменяется диалектикой. С. Булгаков точно подметил, что для Гегеля диалектический метод, с помощью которого он пытался найти ответы на все вопросы, оказался «своего рода логической магией» . Пантеизм философии Гегеля оказался благоприятной почвой для возникновения крайне рационалистических воззрений.
Гегелевская диалектика была положена в основу и атеистического марксизма. Один из последователей Гегеля  Л. Фейербах в работе «Сущность христианства» развивает идею антропологического понимания Бога как проекции человека и его свойств в бесконечность и предпринимает попытку создать некую новую религию с культом человека. Эта идея была доведена Ф. Ницше до крайних форм человекобожия, которым и «завершается внутренняя диалектика гуманизма». На борьбу с этими идеями, с атеизмом и материализмом, в Германии выступает апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера, который первым отнес апологетику к области т. н. философского богословия. Он энергично выступал в защиту христианства. Но его метод и пантеистический характер его философии, ярко проявивший себя в его «Речах о религии», не позволяют высоко оценивать его апологетическую деятельность. Эта школа не отличалась ни строгостью в вопросах веры, ни последовательностью в изложении своих идей.
Более значительный вклад в апологию христианства внесла теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим. В своих сочинениях Фихте перед лицом открыто наступающего атеизма отстаивает бытие личного Бога. Из представителей его школы самым значительным был Г. Ульрици. В своих работах «Бог и природа», «Учение о человеке», «Душа и тело» и др. он показывает себя очень компетентным и активным борцом против материализма.

[проф. А.И.Осипов]

 

ХХ век

Особенность апологетики ХХ в. и ее развития определили следующие основные факторы.

  1. распространение атеистически-материалистического мировоззрения.
  2. сенсационные научные открытия, благодаря которым апологеты христианства получили серьезнейшие аргументы для обоснования бытия Бога, существования души и др.
  3. Третий фактор — особое внимание в XX в. к проблеме Человека, (его психологии, морали, культуры, характера отношения к окружающему миру в целом, вопросу о смысле жизни).
  4. развитие в XX веке теософской (или т. н. панрелигиозной) идеи сотериологической равноценности и тождественности по существу всех религий.


Наиболее известные русскому читателю западные апологеты:

  • америк. иеромонах Серафим (Роуз)
  • англиканский богослов Клайв С. Льюис

 

См. также:

А. В. Вдовиченко. Христианская апология.

Об апологетах христианства II века. [Отрывок из сочинения Ф. В. Фаррара «Первые дни христианства»]

Бедность христианства апологетов. [отрывок из сочинения А. Юлихера «Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора»]

Исторический очерк развития Христианской апологетики
или Основного Богословия:
(I.) От начала христианства до XV века (эпохи Возрождения)
(II.) С ХV до конца XVIII века
(III.) В ХIХ веке
[из книги Рождественского Н. П. «Христианская апологетика»]

Cвятоотеческое учение о человеке: Апологеты // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы


| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 5