my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Споры о праздновании Пасхи

 

РАЗЛИЧИЯ В ПРАЗДНОВАНИИ ПАСХИ

 

Малоазийские церкви:

Праздновали Пасху, как и иудеи, в 14 день нисана, на какой бы день недели она ни приходилась. В этот день оканчивали пост и совершали к вечеру Евхаристию с вечерею любви в воспоминание искупительной смерти Христа.

День этот называли Пасхой крестной (pasca staurosimon, pascha crucificationis)

«Исходной мыслью была, по-видимому, та, что Христос есть истинный пасхальный Агнец. Поэтому, вечером этого дня вместо ритуальной еврейской трапезы совершалась евхаристия. В действительности, по преданиям синоптических евангелий, Господь был распят не 14-ого, а 15-ого числа, но за большой точностью не гнались, и Голгофскую жертву с легкой натяжкой приурочивали к ее символическому прообразу — закланию пасхального Агнца. Впрочем, четвертое евангелие сгладило это несоответствие, перенеся страдания Христа с 15-ого на 14-ое число».

(Луи Дюшен. История древней церкви . Том 1. Глава 16.)

«Разность в тоне празднования определяется тем, что малоазийские христиане совершали в пасху «таинство страдания», а христиане всех других церквей — «таинство Воскресения Господня».

(Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: Т. 2. — М., 1994. — С. 431).

 

Иначе говоря, Пасха рассматривалась как день смерти Спасителя.

Достоверно не известно, когда праздновали Пасху Воскресения (pasca anastasimon, pascha resurrectionis), посвящали ли они ему третий день после 14-ого нисана или ближайшее к нему воскресенье, или выделяли его в особый праздник.

В спорах опирались на авторитет евангелиста Иоанна и апост. Филиппа.

В церквах, образовавшихся из язычников, празднующих Пасху 14 нисана называли иудействующими, четыренадесятниками, квартодециманами.

 

Все остальные церкви:

Воспоминали страдания и смерть Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана.
Годовой праздник Воскресения Христова в первый воскресный день после Пасхи крестной, и в этот день прекращали пост.

В спорах ссылались на предание ап. Павла.

 

 

ИСТОРИЯ СПОРА

 

«Когда в 163 г. блаж. Поликарп, еп. Смирнский, при Аниките (еп. Римском) приходил в Рим, то оба они не много спорили и в отношении других предметов, но тотчас согласились, а в вопросе Пасхи и спорить не хотели, так как не могли друг друга убедить. Поликарп всегда соблюдал все, как при своем учителе ап. Иоанне, и Аникита считал себя обязанным соблюдать обычаи предыдущих пресвитеров. Несмотря на такое состояние дела, они, однако же, находились во взаимном общении, так что Аникита, из уважения к Поликарпу, позволил ему совершать (в своей церкви) евхаристию; и оба они расстались в мире, равно как в мире со всей Церковью находились и соблюдавшие тот обычай и не соблюдавшие».

Из послания Иринея к римскому епископу Виктору


Далее (около 170 г.) спор поднялся на соборе Лаодикийском.

«…положили общим правилом праздновать Воскресение Господне из мертвых не иначе, как в день воскресный и именно в этот день прекращать пасхальный пост».

 

Состоялись другие епископские соборы по этому поводу, те же убеждения выразили:

  • Палестинские епископы: Феофил кесарийский, Нарцис иерусалимский, Кассий тирский, Клар птолемаидский и др.
  • Осроенские епископы
  • Понтийские епископы под председательством старейшего епископа амастрийского Пальма.
  • Вакхил епископ коринфский.
  • Ириней от имени христианских церквей в Галлии, в которых он первенствовал.

Все-таки малоазийские церкви продолжали праздновать Пасху вместе с иудеями.
Даже в самом Риме приходившие туда малоазийские христиане соблюдали свой обычай в праздновании Пасхи. Пресвитер Власт (как видно из написанного к нему Иринеем послания) даже пытался там произвести из-за этого раскол.

Римский епископ Виктор (Понтификат около 189-199 гг.) решил настоять на одновременном праздновании Пасхи всеми церквами, именно в день воскресный после 14-го нисана. Но Поликрат, еп. Ефесский, занимавший главное место между азийскими епископами, составил из них собор и, после совещания, писал к Виктору и к Римской церкви о том, что они не намерены отступать от традиции.

После чего епископ Виктор, человек высокомерный, властолюбивый, объявил малоазийские церкви отлученными от общения.
Многие епископы, как восточные, так и западные, были против этого.
Между прочими, Ириней, еп. Лионский, от лица галльских церквей писал по этому случаю Виктору послание, в котором советовал не отлучать от общения целые церкви. По поводу этого же вопроса Ириней писал к предстоятелям и других церквей.
После чего Виктор вынужден был отказаться от своей попытки отлучить от общения малоазийские церкви.


Впоследствии Первый вселенский собор в 325 году определил, что день Пасхи будет праздноваться всеми христианами одновременно по традиции западной церкви.

 

См. также:

Евсевий. Церковная история. Книга V, 23-24

О дне празднования Пасхи.
Отрывок из сочинения А. Меня «Таинство, Слово и образ

Луи Дюшен. Вопрос о праздновании Пасхи

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7