Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Флавий, Иосиф
Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами. |
Флавий, Иосиф — еврейский
историк. Род. в первый год царствования Кая Калигулы, т. е. в 37 г.
по Р. Х. По отцу он принадлежал к священническому роду, а его мать
происходила из царского рода Асмонеев или Маккавеев. Флавий получил
блестящее образование, не только еврейское, но и греческое. 26 лет
он ездил в Рим в качестве защитника нескольких иудейских священников,
обвиненных прокуратором Феликсом и отправленных в цепях в Рим. Здесь
Флавий благодаря еврею Алигуру, актеру Нерона, познакомился с женой
Нерона Поппеей и через нее исходатайствовал прощение священникам. По
возвращении в отечество Иосиф, сознавая опасность борьбы с Римом, присоединился
сначала к миролюбивой партии, но вскоре сделался военачальником в Галилее,
по избранию иерусалимлян. Он набрал около 10000 войска, укрепил Иотапату,
Тивериаду, Гамалу, Вирсавию, Тарихею и др. Когда Веспасиан вступил
в пределы Галилеи и сильные крепости почти без боя одна за другой переходили
во власть римлян, Флавий с своим отрядом заперся в крепости Иотапате.
Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли
Иотапаты. Сам Иосиф успел вместе с 40 товарищами скрыться в пещере,
вход в которую был из глубокой цистерны. Это убежище было открыто,
и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая
ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому
же своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил
по жребию постепенно умерщвлять друг друга; в конце концов остался
в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил отдаться римлянам.
Приведенный в римский лагерь и представленный Веспасиану, Флавий предсказал
ему и его сыну Титу императорскую власть. Веспасиан первоначально счел
предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона
и Гальбы и о борьбе между Оттоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал
его дарами. Отправляясь в Рим, он оставил Иосифа в свите своего сына
Тита и дал ему свободу. С того времени Иосиф, по обычаю вольноотпущенников,
вероятно, и стал носить фамильное имя своего господина —
«Флавий». Во время осады Иерусалима Флавий несколько раз выступал парламентером,
убеждал своих соотечественников отдаться во власть римлянам, даже «со слезами»
умолял их о том. После взятия Иерусалима Тит по просьбе Иосифа отдал ему священные
книги и освободил 190 человек, запершихся в храме. Последние годы своей жизни
Иосиф провел при дворе римских императоров. Веспасиан возвел его в звание римского
гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своем прежнем
дворце. Тит и Домициан продолжали покровительствовать Флавия. Год смерти Флавия
неизвестен. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Флавий занялся
литературным трудом. В первом своем сочинении, «О войне иудейской»,
Флавий по живым впечатлениям повествует о разрушении Иерусалима и о войне римлян
с евреями, предпослав подробному рассказу об этом событии краткий очерк (1 и
2 книги) всего случившегося со времени взятия Иерусалима Антиохом Епифаном до
отступления от Иерусалима Цестия Галла, правителя Сирии, и разгрома его войск
иудеями. Эта победа увлекла, опьянила иудеев и послужила первым толчком к серьезному
восстанию против римской власти, история которого и составляет предмет повествования
остальных пяти книг. Другое сочинение Флавия, «Автобиография»,
написано гораздо позднее, в царствование Домициана, о котором есть упоминание
в конце этого сочинения. Оно излагает факты из жизни Иосифа, не вошедшие в состав
книг «О войне иудейской», и является дополнением как этого последнего сочинения,
так и «Древностей иудейских», так что в некоторых кодексах Флавиевых сочинений
она присоединяется к |