Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 27

Перед Пилатом. Конец предателя

27,1–2: Синедрион (верховное судилище; см. комментарий на 26,59), к которому принадлежали первосвященник (см. комментарий на 2,4) и старейшины (см. комментарий на 16,21), предал Иисуса Христа на усмотрение императорского прокуратора. Только он имел право приговаривать к смерти, особенно из-за политических соображений.

27,3–10: Также как и Петр, Иуда увидел свою вину. Но с этого момента их пути окончательно расходятся. Петр остается с учениками и ищет прощения Иисуса, и таким образом он обретает новую жизнь (Иоан. 21,15–19) Иуда больше не верит ни в какое прощение и этим сам себе выносит приговор (5; 2 Цар. 17,23). Первосвященники действуют по-сатанински (4): они вводят человека в грех и потом предоставляют ему самому расплачиваться за  него (см. Иоан. 8,44). Но все-таки, в них заговорила совесть: они не хотят положить в Божию сокровищницу цену убийства. Разумно они покупают место для погребения, которое от этого делается нечистым (Числ. 19,16). 11–14: Вопрос прокуратора выясняет положение: вожди иудейского народа привели Иисуса Христа как «царя», то есть, политического претендента на престол против римских кесарей. Таким образом, они Иисусу Христу приписали свой взгляд на земного Мессию, какой Он всегда отрицал, потому что Ему было поручено умереть за людей (16,21–23; 20,28). Все-таки Иисус отвечает: ! (11). Ведь он благодаря Своим страданиям становится Царем царей (Иоан. 18,36–37; Фил. 2,5–11; Отк. 1,5; 17,14; 19,16). В отказе от самооправдания Пилат замечает, что тут речь идет не о политике этого мира (Ис. 53,7–12).

 

Осуждение и насмешка

27,15–26: Об упоминаемом в ст. 15 обычае мы ничего больше не знаем. Варавва («сын отца») имеет такое имя, каким мы все должны были называться. На его кресте висел Иисус (дословно «Бог помогает»), Варавва был участником повстанческого движения (Map. 15,7), а в этом как раз обвиняли Иисуса. Пилат по трем причинам против осуждения Иисуса: 1. Он видит интриги иудейских начальников (18) и знает, что народу хотелось бы освобождения Иисуса. 2. Его жена была предупреждена во сне, и он также придает значение снам (19). 3. Он убежден в невинности Иисуса (23). Начальники так настроили собравшийся народ, что он стал кричать против Иисуса. Таким образом, Пилат оказывается в одиночестве и боится потерять благорасположение иудейского народа, а затем и кесаря (Иоан. 19,12). Страшась за свое место, он разрешает убийство. Какой смысл имеет тогда умывание рук (Втор. 21,6) и оправдание (24)? А бедный народ желает теперь того (25). о чем пророчествовал Иисус Христос (23,35).

27,27–30: Бичевание и насмешки были нормальным явлением в судебных процессах. Конечно, люди не спешили принять в этом участие. У Матфея определенно сказано, что пришлось вызвать из римской крепости Антонии целую когорту (отряд воинов), к которой принадлежали люди из многих стран. Здесь перед нами снова образ того, как в будущем все народы будут стоять перед Христом (25,31–41; Отк. 7,9–15; 19,15–16). Тот, кто должен был за них умереть, был также и их царь.

 

Распятие и смерть

Согласно Map. 15,21 ученики Христовы знали его сыновей Александра Руфа, которые возможно впоследствии уверовали (Рим. 16,13). Иисус Христос очевидно совершенно обессилел, иначе едва ли заставили бы Симона нести крест.

27,34: Вино, смешнное с желчью, одурманивает. А Иисус Христос хочет умереть в полном сознании (Пс. 68,22).

27,36: Одежды преступников принадлежали исполнителям смертного приговора; жребий бросали о том, что нельзя было разделить (Иоан. 19,23–24). Так исполнилось написанное в Пс. 21,19.

27,37: Надпись соответствует истине.

27,38: Разбойники по-видимому были повстанцами. В самых трудных переживаниях Иисус Христос всегда с нами, тогда как сатана говорит: «Смотри сам!» (4).

27,40: Иисус противостоит также искушению сойти с креста именно потому, что Он Сын Божий и Царь Израилев (см. комментарий на 8,29). Потому и мы в Него верим. Один из разбойников также приходит к этой вере (Лук. 23,39^3).

27,43: Уповал на Бога — какое это дивное свидетельство!

27,45: Такое исключительное затмение солнца продолжалось от 12 до 3 часов дня. Смерть после шестичасового висения на кресте случается редко, и в данном случае указывает на телесную слабость Христа.

27,46: На основании выдержки на еврейском языке из Пс. 21,2 можно полагать, что в смертельных страданиях Иисус Христос начал громко молиться словами этого псалма.

27,48: Неизвестно, почему Иисусу дали пить уксус (Пс. 68,22): из сочувствия или по обычаю? (ср. 27,48 с Map. 15,36). Иисус уксус принимает (Фил. 1,15–19).

27,50: Иисус возопил громко. Его последние слова передает Лук. 23,46.

27,51: После смерти Христа разодралась завеса, отделявшее Святое от Святого-святых (Исх. 26,31–33), произошло землетрясение и многие могилы святых открылись. Природа отвечает на событие, которое её касается (Рим. 8,19–23; 2 Пет. 3,13; Отк. 21,22). Разорвавшуюся завесу иудейство сочло за плохое предзнаменование, потому что этим уничтожалось Святое-святых.

27,52–54: Благодаря тому, что Иисус — Первенец из умерших, то вслед за ним воскресают святые (27,53; 1 Кор. 15,20). Его смерть победила смерть.

27,55–56: Женщины оказались наиболее верными свидетельницами происшедшего, хотя и смотрели издали. Поэтому, они первые удостоились увидеть Воскресшего. Мы ничего не знаем о второй Марии. В среде многих галилейских женщин была также Матерь Иисуса.

 

Погребение в гробнице

27,57 — 60: Иосиф из Аримафеи (Аримафея находилась в 25 км восточнее Яффы) — видный член синедриона, будучи тайным учеником Иисуса (Map. 15,43; Лук. 23,50–51; Иоан. 19,38), не был согласен с Его осуждением, а теперь он, используя свои связи с Пилатом, с почетом погребает тело Иисуса. Это было исповедание, даже если он и руководствовался Втор. 21 — 22 — 23; см. Иоан. 19,31.

27,60: В новом своем гробе. Знатные иудеи в Палестине уже при жизни строили себе гробницы. Неиспользованная новая гробница была ещё чиста.

27,62–66: Предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях и воскресении было известно также и Его противникам (16,21; 17,22–23; 20,17–19; 26,2; см. 21,33–39; 23,32). Пилат тоже имел желание поставить стражу. Таким образом, гробница охраняется римскими воинами и на нее кладется печать; этими мерами место, принадлежащее члену синедриона Иосифу, было конфисковано.

 


 Христианский портал My studies