Иероним Стридонский.
О знаменитых мужах.
Глава 54. ОРИГЕН
Ориген, прозванный Адамантовым (Несокрушимым).
Его отец Леонид был удостоен короны мученичества при гонениях на христиан
на десятом году правления Севера Пертинакса. Семнадцатилетний Ориген,
его мать и шесть младших братьев жили в бедности, т. к. имущество
было конфисковано за приверженность отца к христианской вере.
В восемнадцать лет он начал обучать катехизису в рассеянных по Александрии
церквях.
Впоследствии он прожил в этом городе много лет; александрийский
епископ
Димитрий назначил его преемником пресвитера Климента.
Примерно в середине жизни ему было предписано отправиться в Афины
в связи с тем, что церкви Ахайи были разобщены множеством ересей. По пути
туда, в Палестине, Ориген был рукоположен в пресвитеры епископами
Кесарии и Иерусалима Феоктистом и Александром. Димитрий расценил
это как оскорбление и в ярости разослал письма, порочащие репутацию
Оригена.
Известно также, что до поездки в Кесарию Ориген побывал в Риме
у епископа Зефирина. Сразу по возвращении в Александрию он сделал
своим помощником в школе катехизиса пресвитера Геракла, который продолжал
носить своё философское одеяние. Геракл стал епископом церкви Александрии
после Димитрия.
Сколь велика была слава Оригена, видно из того, что Фирмилиан, епископ
Кесарии [Каппадокийской], и все епископы Каппадокии желали его визита
и принимали его в течение долгого времени. Позднее, отправившись
в Палестину, чтобы посетить святые места, Фирмилиан прибыл в Кесарию
[Палестинскую] и получил у Оригена подробные наставления по Священному
Писанию. Кроме того, Ориген посещал Антиохию по приглашению Мамеи,
матери императора Александра, женщины религиозной, был принят там с большими
почестями; он писал письма императору Филиппу, первому из римских
правителей принявшему христианство, а также его матери эти
послания сохранились.
Общеизвестно, что он проявил такое усердие в изучении Священного
Писания, что вопреки духу того времени и взглядам своего народа изучил
еврейский язык и, использовав перевод Септуагинты, собрал другие переводы
в единый труд, т. е. переводы Аквилы, Понтика-прозелита, Феодотиана-эбионита
и Симмаха, приверженца той же секты, написавшего комментарий к Евангелию
от Матфея, на основе которого он попытался создать свое учение.
И кроме этого, еще три перевода, также дошедших до нас из его
библиотеки, он разыскал с большим усердием и сверил с другими
изданиями. И поскольку я привел список его работ в послании
против трудов Варрона, включенном в книги моих посланий к Павле,
я оставлю без внимания это сейчас, упомянув, однако, о бессмертном
таланте Оригена и о том, что он понимал диалектику так же,
как и геометрию, арифметику, музыку, грамматику и риторику, и обучал
все школы философов так мудро, что у него были прилежные ученики и в мирской
литературе. Он обучал их ежедневно, и толпы людей, собиравшихся
вокруг него, были поразительны. Он хотел посредством мирской литературы
обратить их в христианскую веру.
Нет необходимости говорить о жестокости гонений на христиан во время
правления Деция, противника религии Филиппа, которого он убил, гонений,
во время которых Фабиан, епископ Римской церкви, погиб в Риме,
а Александр и Вавила, первосвященники церквей Иерусалима и Антиохии,
были посажены в тюрьму за свою веру в Христа. Если кому-то
интересно, что было предпринято в отношении Оригена, он может
ясно узнать это, во-первых, из его собственных посланий, которые после
гонения были разосланы различным людям, а во-вторых, из шестой
книги «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и из его
шести трудов в защиту Оригена.
Ориген дожил до времен Галла и Волузиана, в возрасте шестидесяти
девяти лет умер в Тире, где и был похоронен.
|